28.06.2016 20:37

Учился - сдал - лишился

Водительские удостоверения аннулируют за то, что кандидаты учились в неправильной автошколе
Столичная госавтоинспекция разослала некоторым водителям необычные "письма счастья". В них предлагается в кратчайший срок прийти в экзаменационное подразделение и сдать водительское удостоверение.
 Фото: Сергей Савостьянов  / РГ Остаться без прав можно даже не нарушая правил. Достаточно пройти обучение не в той автошколе.  Фото: Сергей Савостьянов  / РГ
Остаться без прав можно даже не нарушая правил. Достаточно пройти обучение не в той автошколе. Фото: Сергей Савостьянов / РГ

Добровольно. Люди успели уже год отъездить с этими водительскими удостоверениями, как вдруг получили такое сообщение.

Оказывается, автошкола не имела лицензии на профессиональную подготовку водителей. Дело в том, что у нас с недавнего времени после окончания автошколы кандидат в водители получает профессию "водитель" и соответствующее свидетельство. С этим свидетельством он и обращается в ГИБДД для того, чтобы сдать экзамены на получение водительского удостоверения.

Автошкола должна согласовать свои программы подготовки водителей с ГИБДД, а также получить свидетельство о соответствии ее материальной базы заявленным программам. Информация о получении такого свидетельства, а также о соответствии программ подготовки водителей попадает в базу ГИБДД.

Зачастую эта информация нужна не столько для того, чтобы прорекламировать себя, сколько для того, чтобы получить лицензию на профессиональную подготовку водителей.

В данной ситуации автошкола, которая находится в центре Москвы, получив все допуски от ГИБДД, так и не получила лицензии на такую образовательную деятельность. Но работать продолжала. В итоге подготовленные ею ученики, оказалось, не имели права сдавать экзамены в ГИБДД.

Согласно данным ГИБДД Москвы в период со вступления в силу новых норм в этой автошколе получили профессию "водитель" 196 человек. 105 из них получили водительские удостоверения. 95 из них получили права в Москве. Оставшиеся 10 - в регионах.

Именно на основании представления столичной прокуратуры эти водители, которые уже ездят на законных основаниях за рулем, лишаются прав. И все это в рамках закона. Раз незаконно получено свидетельство о профессии "водитель", то и получить права нельзя.

Возникает вопрос к ГИБДД: на каком основании эти люди вообще были допущены к экзаменам? Ответ прост: нигде не прописан механизм, каким образом ГИБДД должно проверять наличие, отсутствие или приостановку лицензии. Механизмы для этого есть, но инструкций или указаний для их использования нет.

Лицензированием занимается Рособрнадзор. Но он не обязан извещать ГИБДД о лишении или приостановлении действия лицензии той или иной автошколы. ГИБДД тоже не обязана проверять, действительна ли та лицензия, которую ей подают. Такая проверка занимает много времени.

В результате возникает ситуация, когда страдают ни в чем не повинные люди. Им теперь придется заново проходить обучение и заново сдавать экзамены. А вот как обезопасить от подобных ситуаций тех, кто только собирается пойти в автошколу, - вопрос открытый.

Проверка слуха

В различных СМИ вспыхнуло яркое обсуждение судьбы техосмотра. То ли отберут его у страховщиков и передадут в другие руки, то ли не отберут, но добавят контролирующих органов.

Сюжет возник после того, как МВД выложило на портал для общественных обсуждений regulation.gov.ru проект поправок в закон о техосмотре. В нем функции аккредитации операторов техосмотра предлагалось передать Росаккредитации.

Проект пока еще проходит бурное обсуждение. Предложений по усилению контроля за техническим состоянием автомобиля - воз и маленькая тележка.

Причем предложения одно другого круче. Например, вернуть контроль за техосмотром на дороги. То есть инспекторы будут спрашивать при проверке документов не только наличие полиса ОСАГО, но и диагностической карты у тех, кому она положена.

Напомним, что автомобилям, с момента выпуска которых прошло менее трех лет, проходить техосмотр не требуется. Машинам, возраст которых не достиг 7 лет, проходить техосмотр и получать диагностическую карту требуется раз в два года.

Какие еще предложения были внесены МВД в качестве поправок в закон о техосмотре? Как относится Госавтоинспекция к возвращению контроля на дорогах за этой дополнительной бумажкой?

Об этом читайте в номере "Российской газеты", который выйдет 1 июля. В нем Главный госинспектор безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов расскажет обо всем это в подробностях.

Также вы узнаете о том, что такое "опасное вождение", из первых уст и какие еще новости ждут водителей.

Комментарий

Начальник отдела экзаменационной работы управления ГИБДД МВД по г. Москва Анатолий Мисенко:

- В наш адрес в конце апреля было направлено представление прокуратуры об устранении нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. По требованию прокуратуры нами направлены письма, чтобы водители сдали свои водительские удостоверения до 30 июня. После указанного срока все материалы проверки ГИБДД направит в прокуратуру города. Если водитель права не сдаст, все материалы об этом также будут переданы в прокуратуру для принятия решения в его отношении.