29.06.2016 19:10
    Поделиться

    В Москве уменьшилось число пустующих арендных площадей

    Алексей Немерюк: О ценах на клубнику, судьбе ресторанов, торговых центров и всей столичной торговли
    До чего же странно выглядит он, кризис по-московски! С одной стороны, горожане начинают всячески экономить, с другой - на улицах чем только не торгуют! На каждом шагу то клубника, то свежие устрицы и черная икра... Даже на фестивале мороженого продают не просто пломбир или эскимо на палочке, а с беконом или креветками... Что же все-таки происходит в столичной торговле и общепите, которые как зеркало должны отражать покупательскую способность москвичей? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в редакции газеты с руководителем Департамента торговли и услуг города Москвы Алексеем Немерюком.

    Клубника подешевела

    Алексей Алексеевич! В Москве сейчас всюду торгуют клубникой...

    Алексей Немерюк: Да, мы еще весной разослали регионам приглашение: все, у кого есть клубника, привозите в Москву! Южные районы сразу откликнулись. Краснодар, Кабардино-Балкария, Ставрополь, Астрахань. Курск...Столица, в свою очередь, под яркие, раскрашенные под цвет ягоды палатки, выделила бесплатно под торговлю 135 площадок во всех округах города. Понимаем, товар скоропортящийся. Если в течение дня его не продать, к вечеру ягода потечет. Поэтому постарались найти места для торговли помноголюднее - возле станций метро, у вокзалов, транспортно-пересадочных узлов. И буквально с 1 июня ягодные ярмарки заработали. Меньше чем за месяц реализовали уже более 350 тонн клубники. Но массовый сбор ее во многих областях только начинается. Надеюсь, не меньше 1000 тонн продадим за сезон.

    В прошлые годы Подмосковье обижалось, что столица не пускает торговать его производителей, несмотря на то, что у них самая лучшая, отборная ягода, которую и везти недалеко...

    Алексей Немерюк: Мы никогда никому не отказывали. А в этом году совхозу им. Ленина, специализирующемуся на выращивании клубники, отдали 50 из 135 площадок.

    Как цены на ягоду, не кусаются?

    Алексей Немерюк: Несмотря на инфляцию, держатся на прошлогоднем уровне. Производители начинали продавать клубнику по 330 руб. за кг, Подмосковье - по 350. Сейчас цены уже снижаются - до 300-270 руб. за кг.

    Жители центра говорят, что им российскую клубнику трудно купить, достается только импортная, в супермаркетах...

    Алексей Немерюк: В центре в этом году работают 6 клубничных ярмарок.

    Но центр большой. Возьмем, к примеру, улицу Тверскую...Куда ее жителям отправляться за ягодой?

    Алексей Немерюк: Да, ближайшая ярмарка расположена в Кисловском переулке, это минутах в 20, если пешком. Но у нас очень плотно застроена эта часть города. Где там на улице торговать?

    В мае с огромным успехом прошла в городе также "Рыбная неделя"...

    Алексей Немерюк: Да, этот гастрономический фестиваль потряс столицу в буквальном смысле этого слова. Продавцы свежей рыбы две недели не спали, пока он шел. Заканчивали работу в 2 часа ночи, а в 5 утра снова выходили, чтобы принять свежий подвоз рыбы. За это время на 7 площадках ее было продано 400 тонн!

    Это много или мало?

    Алексей Немерюк: У нас есть два рыбных ресторана. В свои лучшие годы, еще до кризиса, когда у них все места были заполнены посетителями, они продавали в день до 1500 штук сахалинских устриц. А на "Рыбной неделе" - до 5 тысяч штук в день или втрое больше. Нарасхват шли и другие деликатесы. На моих глазах пришла бабуля, обычная пенсионерка московская. Увидела, что продают черную икру. Спросила: почем, сынок? Продавец отвечает: 20 тысяч с небольшим за полукилограммовую баночку... Но ведь не 6-7 тысяч за 100 граммов, как стоит баночка в обычные дни! Вот и бабуля, видно, посчитала, что покупка будет выгодной и говорит: "Дайте две, пожалуйста..."

    Московские сезоны, в ходе которых один фестиваль сменяет другой. Что это: возможность для горожан просто интересно провести время, когда многие не могут позволить себе поехать на отдых за границу, или для торговли и общепита еще и экономическая выгода?

    Алексей Немерюк: Одно в данном случае неразрывно связано с другим. Рестораторы, например, в кризисные времена всегда чувствовали себя не ахти. Падение было и на этот раз - с конца 2014-го, весь 2015-й и начало 2016-го. Зато сейчас количество ресторанов в Москве растет. Причем очень хорошими темпами - каждый месяц открывается по 40-50 новых ресторанов и кафе. Всего же с начала года прибавилось уже около 300 заведений общепита. Я отношу это как раз на счет того, что москвичи, отправляясь погулять по городу во время очередного фестиваля, посетить какие-то мастер-классы, посмотреть уличный спектакль, по ходу решают: почему не зайти всей семьей поужинать в ресторан? Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров прямо говорит: "В обычный летний день, когда на улицах Москвы ничего не происходит, у нас одна выручка. Но как только объявляется фестиваль, она сразу подскакивает вдвое".

    Что сегодня в магазине?

    Тем не менее эксперты отмечают, что в кризис потребительское поведение москвичей изменилось. Они меньше тратят денег на покупки, стараются больше отложить на "черный день". Отсюда статистика: если в 2014-м розничный товарооборот в столице был 4 трлн 436 млрд, то в 2015-м стал 4 трлн 310 млрд. Чего, по вашему, ожидать дальше? Еще большего падения?

    Алексей Немерюк: Замечу, что произошедшее снижение в нашем городе все-таки немного меньше, чем в других регионах страны и в целом по России. Это объясняется тем, что в Москве и уровень доходов довольно высок, да и туристов сейчас в столицу едет как никогда много. К тому же ситуация уже меняется к лучшему. Сложнее было в конце 2014-го - начале 2015 го года. Тогда закрылось немало магазинов и всюду, особенно в центре города, на занимаемых ими помещениях появились объявления "Сдается в аренду". А сейчас? Посмотрите на той же Тверской. Нет больше таких объявлений. Сдали все, что сдавали. И вакантных площадей, как показывает исследование консалтинговой компании "Магазин магазинов", стало уже меньше: не 11%, как в начале 2015-го года, а 9%.

    За счет чего?

    Алексей Немерюк: Стали открываться новые магазины. Приведу цифры. Если в начале года магазинов в городе было 55239, то спустя всего пять месяцев стало уже 56 100, то есть больше, чем на тысячу. Это говорит о том, что и торговля, и сами владельцы торговой недвижимости стали приспосабливаться к новым реалиям, находят варианты, выгодные и для тех и для других. Одни собственники соглашаются сдавать помещения за процент от товарооборота, других устраивает то, что арендатор берет на себя оплату ремонта здания. Да и арендная плата заметно снизилась почти по всему городу. Например, на Кузнецком мосту самое ходовое помещение площадью 150-200 кв. м теперь можно снять за 1,2-1,6 млн руб. в месяц, это на 20% дешевле, чем год назад. На Арбате и Новом Арбате цены снизились на 19%, на Тверской - на 18%, на Ленинском проспекте - на 15%. То есть по количеству продовольственных магазинов и их товарообороту город потихоньку уже начал восстанавливать утраченные позиции. Покупку продуктов питания ведь не отложишь на потом. Поэтому доля расходов на еду в совокупных доходах горожан даже выросла примерно на 5-7%.

    На это повлиял, наверное, прежде всего рост цен на еду?

    Алексей Немерюк: С ценами картина в этом году нестандартная. Обычно весной, когда старые запасы кончаются, а новый урожай еще не поступил в город, овощи дорожают. А нынче в мае, например, картошка подешевела по сравнению с этим же периодом прошлого года на 15,29 руб.: с 41,75 до 26,46, капуста белокочанная - на 14, 9: с 50,31 до 35,41, морковь - на 14,38: с 56,89 до 42,51, лук репчатый - на 12,2: с 41,65 до 29, 45 руб...

    Торговые центры закрываются и открываются

    А что с торговлей промышленными товарами?

    Алексей Немерюк: Бутики, торговые центры, торгующие товарами легкой промышленности, - одеждой, обувью, электроникой, а также автомобилями, пока еще в сложной ситуации, но есть и позитивная динамика: за первый квартал этого года закрылось всего 0,1% от существующих в столице непродовольственных магазинов.

    Но ведь целые торговые сети уходят! Например, "Стокманн"...

    Алексей Немерюк: Да, "Стокманн" уходит. Все-таки зарубежная компания, высокие цены плюс курсовая разница при том, что, как вы уже отметили, москвичи стали меньше тратить денег на этот сегмент товаров. Но ничего страшного в этом не вижу. В свое время, например, компания "Нокия" была брендом номер 1 не только у нас, но и во всем мире. Где она сейчас? Ее нет. Одни сети уходят, на смену приходят другие. Например, активно открывает свои магазины недорогой спортивной одежды "Декатлон". Их маркетологи просчитали, что в нынешней ситуации, когда москвичи начинают инвестировать в себя, покупать спортивных товаров горожане будут больше. Развиваются и другие сети: "Леруа Мерлен" на рынке стройматериалов, "Манго" - сеть магазинов женской одежды и аксессуаров, "ОБИ" - магазины для дома и другие.

    Какая судьба ожидает крупные торговые центры? Их Москва в последние годы много понастроила...

    Алексей Немерюк: "Ашану", "Метро" и другим подобным сетям, которые торгуют продовольствием, точно ничто не грозит.

    Министр экономической политики и развития Москвы Максим Решетников, будучи недавно у нас тоже на "Деловом завтраке", говорил, что владельцы ряда торговых центров, построенных в неудачных местах, где нет большого потока людей, стоят сейчас перед выбором: не разобрать ли им эти здания? Многим из них не по карману оказывается даже налог на недвижимость...

    Алексей Немерюк: Действительно есть ряд торговых центров, которые стали убыточными для собственников. Причина не только в нынешнем кризисе. Многие из них строились в 90-е годы, когда был бум как на строительство жилья, так и торговых центров, причем на кредитные деньги. Их бы надо сейчас обеспечить покупательским спросом, а он ушел вниз. А кредит нужно выплачивать. И все-таки я пока не слышал о прецедентах, когда собственники решили сломать свой торговый центр и построить на его месте, скажем, жилой дом, театр или просто вернуть землю городу.

    Многое ведь еще зависит просто от грамотного управления. Приведу пример. Два торговых центра, примерно одинаковых по площади, наполнению, отделке - "Европейский" у Киевского вокзала и "Афимолл" в "Москва-Сити". Первый посещают в день 120-140 тысяч человек при расчетной посещаемости 70 тысяч человек, а второй при тех же параметрах - вдвое меньше. И там и там место людное, проходное, и там и там машину на парковке поставить очень трудно, и там и там внутри есть станции метро. Спрашивается: почему в один люди ломятся, а в другом всегда пустовато? Чтобы ответить на этот вопрос, нужен глубокий анализ. Очевидно, управленцам одного торгового центра этот анализ оказался под силу, а другого - нет.

    Практика показывает, что сколько бы ни теряло в цене столичное жилье, потом оно отыграется, и цены снова взлетают. Торговля восстановит своей товарооборот, как вы думаете?

    Алексей Немерюк: Ни на минуту в этом не сомневаюсь. И произойдет это, на мой взгляд, даже быстрее, чем на рынке жилья.

    Когда же, по вашему прогнозу?

    Алексей Немерюк: Для торговли главное - чтобы человек покупал. Сейчас есть ожидания позитива, предприниматели смотрят с надеждой на наметившуюся положительную динамику. И если она продолжится, то году к 2018-2019 столичная торговля придет к тем же товарооборотам, которые были у Москвы до 2014-го, и даже большим. Не зря новые торговые центры в столице сейчас и строятся, и проектируются.

    Значит, будет где работать работникам отрасли, она ведь в Москве одна из самых многолюдных?

    Алексей Немерюк: Московская торговля традиционно дает рабочие места примерно 1,5 миллиона человек. В последнее время однозначно меньше стало иностранной рабочей силы, не самой высокооплачиваемой. Это касается кассиров, продавцов, фасовщиков товаров, грузчиков, получавших в месяц 25-30 тыс. руб. В пересчете на доллары их зарплата снизилась, и многие уехали домой. Но по этой причине, скажу точно, не закрылся ни один магазин, ни один ресторан. Зато москвичи практически все сохранили свои рабочие места или просто сменили работу. И со временем спрос на торговых работников, конечно же, вырастет.

    Поделиться