С 1 июля в России запрещены перевозки на ТС без цифровых тахографов

С 1 июля 2016 года вступает в силу новая редакция Приказа Минтранса РФ "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами". Теперь на внутрироссийских перевозках законным будет использование только цифровых тахографов, отвечающих требованиям 36 и 273 приказов Минтранса России. Их отличительной особенностью является практически полное отсутствие возможности внешнего вмешательства в конструкцию устройства с целью, например, "подмотки" пробега и криптографическая защита записанной информации.

Напомним, тахограф - это "черный ящик" для автомобиля, который в автоматическом режиме запоминает и передает данные о скорости, пробеге и времени движения транспортного средства. До настоящего момента на грузовиках можно было встретить как аналоговые (шайбовые) тахографы, так и цифровые.

Необходимость, доказанная историей

Впервые устанавливать тахографы на транспортные средства (ТС), осуществляющие грузовые перевозки или работающие на автобусных рейсах, в Европе начали еще в 70-х годах, когда наблюдался пик автоперевозок. Россия переняла опыт соседей в 90-е. Нормы изготовления, установки и использования тахографов были прописаны в постановлении Правительства РФ от 03.08.1996 №922. В основе требований были условия, сформулированные в Европейском соглашении, касающемся работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

Цифровые технологии пришли в сферу тахографии в начале 2000-х годов. Их преимущества перед аналоговыми приборами оказались неоспоримы - высокая степень надежности, быстрота обработки данных, увеличение объема памяти и других характеристик. В итоге, в ЕСТР были внесены поправки, а цифровые тахографы стали новой нормой. Эти изменения сказались на дорожной обстановке: за последние 10 лет применения тахографов в ЕС было отмечено снижение числа ДТП на 22%. Количество аварий с летальным исходом упало на 55%.

Опыт не прошел мимо России и новые стандарты отразились в современном национальном законодательстве. Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 №922 утратило свою силу в 2013 году. Как пояснили в Минтрансе России, работая с тахографами, владельцы транспортных средств сегодня должны руководствоваться требованиями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ и приказами Минтранса от 13.02.2013 № 36 и от 21.08.2013 № 273. Сегодня российские водители, которые работают на международных перевозках, могут устанавливать на ТС тахографы ЕСТР, в то время как на внутреннем рынке допускается использование только цифровых тахографов с блоком СКЗИ, отвечающих требованиям приказа Минтранса России №36.

Штрафные санкции за управление ТС без тахографа прописаны в ст.11.23. КоАП и начали действовать в 2014 году. Управление или выпуск на линию грузовика или автобуса без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 тысяч рублей; на должностных лиц - от 5 до 10 тысяч рублей. Нарушение режима труда и отдыха водителем, которое подтверждается данными тахографа, в свою очередь, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей. Контроль соблюдения требований ст. 11.23 КоАП РФ возложен на инспекторов ДПС (ГИБДД) и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Как пояснил заместитель руководителя Ространснадзора Асланбек Ахохов, в целях предупреждения и пресечения нарушений правил эксплуатации тахографов, установленного режима труда и отдыха, сотрудники Ространснадзора регулярно проводят рейдовые проверки соблюдения транспортного законодательства водителями, а так же при проведении плановых и внеплановых проверок контролируют, как требования законодательства РФ соблюдаются должностными лицами предприятий, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями: "Для того, чтобы водители стали дисциплинированными, контроль должен быть постоянным. Владелец транспортного средства должен понимать, что его (транспортное средство) могут проверить в любой момент - во время рейса, на конечной точке или во время простоя автомобиля на предприятии", - сказал он.

Опасные 4 часа

В 2014 году сотрудники Госавтоинспекции начали контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителями грузовых и пассажирских транспортных средств, проверяя показания тахографов. Первые результаты рейдов уже заметно отразились на статистике ДТП 2015 года.

Заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин уточнил, что наибольшая вероятность возникновения аварии возникает после 4-часовой работы экипажа. Практика показывает, что в это время начинает снижаться уровень внимательности и скорости реакции: "Контроль на дорогах во время рейсов позволяет мотивировать водителей делать остановки для отдыха. Подтверждением позитивных изменений можно считать снижение числа ДТП, возникающих после непрерывной работы в течение длительного времени, а также уменьшение общего числа погибших в результате аварий на грузовом транспорте на 12%", - сообщил он.

Однако при наметившейся в последние годы тенденции снижения смертности из-за нарушений водителями грузового транспорта, количество таких ДТП все еще остается на высоком уровне. Более того, вырисовывается и новая опасная тенденция аварийности: по данным статистики Госавтоинспекции, в 2015 году практически 70% грузовиков, водители которых становились нарушителями правил дорожного движения, были зарегистрированы на физических лиц. При этом, из 428 ДТП, которые произошли по вине нетрезвых водителей грузовиков, 81% случились из-за водителей транспортных средств, которые находились в частной собственности. Все это свидетельствует о низком уровне культуры вождения "частников" и необходимости ужесточения контроля их деятельности.

"Почти 70% ДТП с участием грузового транспорта происходит по вине "частников". Они же являются виновниками 68% аварий с погибшими. Установка устройства, контролирующего соблюдения режимов труда и отдыха, может повлиять на изменение этой ситуации в лучшую сторону. Однако сегодня тахографами оборудовано не больше 10% от всех транспортных средств. Разумеется, тахограф - это не панацея от ДТП, но это один из доступнейших способов предотвратить возможную катастрофу", - утверждает президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре.

Строгий контроль

В ближайшее время нас ждут еще более серьезные изменения в правовом регулировании деятельности частных перевозчиков. В Госдуму РФ внесены поправки в ФЗ "О безопасности дорожного движения" и проект изменений в КоАП, которые обяжут частных владельцев автобусов и грузовиков массой свыше 15 т устанавливать тахографы, соблюдать нормы труда и отдыха, обеспечивать техническую исправность транспортных средств в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и осуществлять стоянку грузовиков и автобусов на время простоя продолжительностью более 8 часов на специализированных парковках.

По оценке эксперта ассоциации "Рустахоконтроль" Геннадия Мирошина, текущую ситуацию в сфере законодательного регулирования можно описать, как "одну из первых ступеней, которые ведут к созданию цельной системы комплексного контроля". Он также выразил надежду, что находящиеся в разработке законопроекты будут направлены не только на ужесточение требований, но позволят добиться более четкого регулирования сферы тахографии в целом.

Материал подготовлен в рамках
Федеральной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного
движения в 2013-2020 годах"
.