Используя терминалы, можно найти сведения практически обо всем, начиная с потребительского кредитования и пенсионных накоплений и заканчивая автострахованием и платежными услугами. В конце каждого видеоролика указано, куда можно обращаться за дополнительной информацией и по поводу подачи жалоб, а именно - в Роспотребнадзор и Банк России.
Материалы составляли после апробации в фокус-группах. "Начинка" терминалов, то есть программа, которая там используется, и все материалы можно "крутить" где угодно - как видеотрансляцию на мониторах в маршрутках, в интернете и на проекторах. По словам Анны Чаплыгиной, пока в обязательном порядке терминалы стоят только в отделениях Роспотребнадзора, однако любая интересующаяся кредитная, страховая или иная организация может купить недорогую "начинку" и доводить до сведения потребителей финансовых услуг все эти данные. Они также доступны на сайте хочумогузнаю.рф.
Авторы проекта рассчитывают, что киоски будут пользоваться популярностью. По словам ведущего консультанта департамента международных отношений Минфина Екатерины Мысковой, 38 процентам россиян сегодня сложно разобраться в современных финансовых услугах. Для улучшения ситуации ведомства запустили специальные разделы на своих сайтах, где граждане могут задать вопросы по поводу интересующих их финансовых продуктах.
Так, на сайте Банка России работает интернет-приемная, где можно задать вопрос специалистам или подать жалобу, если потребитель считает, что его права были нарушены. Как сообщил Олег Прусаков, только в 2015 году регулятор получил около 248 тысяч обращений, из которых 73 процента касались банковской деятельности, еще 21 процент - страховой, и по три процента пришлось на микрофинансовую и иную деятельность.
Структура обращений в Роспотребнадзор практически идентична, но туда поступило на порядок меньше обращений - около 30 тысяч по итогам прошлого года. Почти аналогична структура проверок организаций финансового сектора: 76 процентов пришлось на банки, 11 процентов - на страховщиков, 13 процентов - на платежных агентов и микрофинансистов, говорится в докладе Роспотребнадзора о состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере.
Как рассказала замруководителя Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ Ольга Крайнова, чаще всего граждане обращаются в регулятор по поводу банков по вопросам ипотечного и потребительского кредитования, вкладов, отзывов лицензий и банковских карт. На страховой сектор жалуются из-за навязывания дополнительных услуг, неверного расчета страховых премий и нарушения сроков выплаты возмещений. Микрофинансисты не угодили россиянам слишком высокими процентами по займам и неустойками за просрочку, а также незаконными способами взыскания задолженности.
Одним из способов повысить осведомленность граждан о предоставляемых им финансовых услугах может стать реформирование рекламных материалов. Если они будут точными, понятными и не будут вводить в заблуждение, то первоначальное представление об услуге не исказится. Кроме того, стоит внедрить практику предконтрактного раскрытия информация там, где уместны и возможны сравнения услуг одного вида, считает Ростислав Кокорев, ведущий научный сотрудник кафедры макроэкономической политики и стратегического управления экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Частично выполнить эту функцию как раз помогут терминалы в региональных отделениях Роспотребнадзора, уверены авторы проекта.