29.06.2016 22:07

ГАИ сдала экзамен

Начальник ГУОБДД Виктор Нилов рассказал, что ждет кандидатов в водители
Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации ответил на вопросы "РГ" по наиболее острым темам.

Встреча с начальником ГУОБДД МВД России прошла в редакции как раз накануне юбилея Госавтоинспекции. 3 июля службе исполняется 80 лет. Конечно же, редакция не могла не поздравить руководителя этого ведомства с наступающим праздником. Однако и вопросы, и ответы на них праздничными не были.

Виктор Иванович, 1 сентября вступает в силу регламент по приему экзаменов. Раньше его не было. Сейчас автошколы уже начали набор тех, кто будет сдавать после 1 сентября. Насколько ваши сотрудники готовы принимать экзамены по-новому?

Виктор Нилов: Экзаменационная деятельность давно не подвергалась серьезному контролю. Регламента просто не было. И введение повышенных требований должно сопровождаться очень серьезной подготовкой. За последние два года изменились программы обучения, были выставлены требования преподавателям-мастерам, Госавтоинспекции дали право согласовывать программы подготовки и материально-техническую базу автошкол. То есть на начальном этапе создана очень жесткая система контроля. Но последний блок этого контроля остался за нами, и он не был подвергнут жесткой реформе. Поэтому была поставлена задача, чтобы мы и экзаменационную составляющую сделали такой же объективной, как и процесс на начальном этапе. Поэтому предложили совместно с ассоциацией автошкол, конкретными руководителями автошкол, теми, кто заинтересован, сегодня вместе с нами создать регламент. Вы помните, что было очень много критики по поводу времени приема экзаменов, отдельных элементов. Мы пошли на то, что отложили определенные вещи, изъяли их и сказали: согласны, давайте это не сейчас. Теперь наступил период, когда мы готовы публично проверять подготовленность наших экзаменаторов.

Что это значит? Как это происходит?

Виктор Нилов: Мы проверяем наших экзаменаторов на готовность к работе по новым требованиям. Они сами сдают экзамены, как и обычные ученики. Но делают это публично. На это мероприятие приглашаются руководители автошкол, представители контролирующих органов, журналисты. Недавно в Коми прошла такая показательная сдача экзаменов экзаменаторами.

Есть те кто не сдал?

Виктор Нилов: В Коми сдали все.

В Москве такое будет?

Виктор Нилов: Должно быть у всех. Второй момент. Сегодня квалификационные требования к этим экзаменаторам будут выставлены новые. То есть теперь будут не только требования к сотрудникам полиции, не только требования к сотрудникам Госавтоинспекции, но и непосредственно к экзаменаторам. Причем эти требования будут закреплены приказом. Надеюсь, что мы будем проводить их переаттестацию каждые пять лет. Более того, мы допуск к этой профессии будем осуществлять очень регламентировано и жестко. И если у кого-то возникнет сомнение в квалификации наших экзаменаторов, мы будет приглашать на открытые уроки, когда экзамены будут принимать открыто. Нам сегодня скрывать нечего.

Не раз поднимался вопрос о материальной базе. Где будут приниматься экзамены, на чьих машинах, на чьих площадках?

Виктор Нилов: Зачем же сразу на больное? Безусловно, для того, чтобы всю систему изменить, потребуется время и, наверное, путь будет сложным и тернистым. Мы готовим такой документ о совместной деятельности автомобильных школ, курсов и тех, кто занимается подготовкой водителей, по возможности использования в том числе и их материальной базы. Должны быть выстроены отношения между ГИБДД, автошколами и кандидатами в водители, чтобы минимизировать затраты государства и расходы на прием экзаменов. Если сегодня условия созданы в автошколе - есть автодром, площадки, нормальные автомобили, и они могут быть предоставлены кандидату в водители для сдачи, возможно принятие экзаменов на базе этих организаций. Как будут выстроены отношения, давайте подождем. Я думаю, что мы выстроим эти отношения.

В Госдуме сейчас готовят обращение на ваше имя, в котором предлагается запретить использовать дорожные знаки с дополнительной рекламой на них. Как вы считаете, нужны ли в принципе на дорогах такие знаки с рекламой?

Виктор Нилов: Я достаточно давно работаю в Госавтоинспекции. Последние лет 15 этот спор периодически возникает. Здесь двоякая ситуация. С одной стороны, я хорошо помню по Санкт-Петербургу, когда мы готовились к 300-летию, и у нас была проблема с водителями, которые приезжают в город и не ориентируются в нем. Тогда мы воспользовались этой возможностью сочетания маршрутного ориентирования со знаками, указывающими на те или иные объекты. Там было все с точки зрения популяризации объектов культуры. Но в том числе были и крупные сетевые маркеты. Считать это рекламой? Если мы написали, что такой крупный центр притяжения находится там-то, человек спасибо скажет, потому что его сориентировали на местности.

Есть такая замечательная вещь, как 50-процентная скидка в течение 20 дней. Увеличилось ли количество собираемых штрафов?

Виктор Нилов: Любой человек может допустить ошибку по разным причинам. И наказывать его за ошибку надо так, чтобы у него всегда альтернатива. Вопрос в другом. Мы, судебные приставы, казначейство прекрасно понимаем, что нужно максимально упростить процедуру получения информации о штрафе, даже предлагаем гражданам: оставляйте нам свои электронные реквизиты для того, чтобы мы могли вам сообщить о совершенном правонарушении. Та же автоматическая видеофиксация. Сейчас многие рекламируют свои приложения о возможности оплатить штраф. А мы рекламируем самое главное: получите вовремя информацию. И, наверное, мы придем к тому, чтобы такой бумажный носитель, как "письма счастья", со временем убрать из оборота. Мы перейдем на электронные средства. Человек не всегда живет там, где он прописан. А мы сообщение посылаем по месту прописки. Поэтому я думаю, что эта инициатива будет закреплена, и все получится.

А как граждане среагировали? Стали все быстро оплачивать со скидкой?

Виктор Нилов: Граждане не так быстро откликнулись на это. Кто-то был поактивней, кто-то не до конца верил в это, кто-то не до конца понимал, а кто-то не вовремя получал постановление. Но тенденция в этом году говорит о том, что эта мера профилактики работает. И наша задача сегодня - максимально быстро, качественно эту информацию довести до водителей. По данным статистики за пять месяцев текущего года, из 17 миллионов 300 тысяч оплаченных административных штрафов 13 миллионов 200 тысяч оплачено со скидкой. При этом 17 миллионов - это те штрафы, на которые скидка может распространяться. Разница же между теми штрафами, на которые скидка распространяется и нет, составляет всего 1 миллион взысканий.

По статистике сейчас аварийность, количество жертв на дорогах пошли на убыль. Хотя еще в прошлом году наблюдался рост. Что, на ваш взгляд, переломило ситуацию?

Виктор Нилов: Если бы мы абсолютно точно это знали, то еще больше снизили бы аварийность. Здесь все по совокупности. Что-то связано с отложенными эффектами, что-то связано с последними вещами. Если посмотреть статистику последних десяти лет, у нас был период еще большего снижения. До 2009 года аварийность и количество жертв снижались практически лавинообразно.

В ближайшие дни 80 лет исполняется вашей службе. На ваш взгляд, какие перемены, произошедшие за последние годы, лет десять, вы считаете наиболее важными в системе ГИБДД?

Виктор Нилов: Главное, что мы поменяли отношение к проблеме. Тема стала более публичной и открытой. Все, что сегодня на дорогах улучшилось, я связываю, в первую очередь, с тем, что люди по-другому к этому начали относиться. Что касается всей ситуации. Настолько сильно изменилось законодательство, нормативная база, что на сегодня мы совершенно на другом уровне понимания проблемы находимся. Безусловно, здесь сыграла роль и информационная составляющая. Потому что раньше мы могли только мечтать о том, чем мы сегодня располагаем. Очень важный момент - это то, что сегодня мы реально закрепились в международном сообществе, и Россия считается если не лидером, то одним из лидеров по вопросу безопасности движения. Те инициативы, документы, которые сегодня принимаются и в Организации Объединенных Наций, они во многом базируются на опыте Российской Федерации, и это очень справедливо.