30.06.2016 16:55
Поделиться

На 38-м Московском международном кинофестивале вручены первые призы

Главный киносмотр страны - 38-й Московский международный кинофестиваль завершает свою работу. И самое важное, что он показал в Год кино, что Россия - страна киноманов. Достаточно было видеть, что творилось на показах. Если обыграть название основной площадки фестиваля - кинотеатра "Октябрь" (а общее количество фестивальных площадок - 25), происходила великая "Октябрьская" революция. В залах буквально яблоку было негде упасть, иногда в спешном порядке организовывались вторые показы. Культуролог, главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей - в очереди на показ румынского фильма "Сьераневада", Екатерина Мцитуридзе - глава "Роскино", которой досталось место лишь на ступеньках на подушке во время просмотра фильма "Брут" (правда, потом кресло в кинозале для Екатерины все-таки отыскали)...

Вот они - живые картинки. Да и сам факт, что в программе кинофестиваля этого года было заявлено около 200 фильмов, а в итоге показали 326 - говорит о многом. Вот еще некоторые цифры ММКФ в Год кино. Количество сеансов - 417, зрителей - 65 тысяч, а аккредитованных гостей, участников и представителей СМИ - 6600 человек.

Интерес к киносмотру явно вырос, чему в немалой степени, как ни странно, также поспособствовало отсутствие на церемонии открытия (впервые!) президента фестиваля Никиты Михалкова. В течение фестивальной недели Никита Сергеевич появился всего лишь единожды - на премьере одной из картин. И его присутствие на закрытии - только вызовет еще большее внимание к ММКФ этого года.

Любопытно, что из-за стройки в центре города не все телеканалы смогли поставить свои ПТС (передвижные телевизионные станции) для прямых включений с церемонии открытия. По словам сотрудника пресс-службы, заявки подали 12 телеканалов, но вокруг театра "Россия" смогли разместить только 8 ПТС, так что некоторым пришлось отказать. Тем не менее открытие ММКФ стало рекордсменом по количеству телевизионных групп - их на красной дорожке стояло 55 - на пять камер больше, чем несколько лет назад было на премьере "Трансформеров". Таким образом, можно говорить о том, картина "Ке-ды" Сергея Соловьева "обошла" голливудский фильм.

Однако уже вручены первые призы фестиваля. И, что любопытно, они не повторились. Зато все члены жюри отмечали, что конкурс в этом году был весьма разнообразен и любопытен.

Жюри Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ отдало свою награду корейскому фильму конкурсной программы "Худшая из женщин" (режиссер и автор сценария Ким Чжон Кван). При этом члены жюри признались, что вели ожесточенный спор - в числе претендентов на их приз были 4 картины, и выбор им дался нелегко.

Жюри Федерации киноклубов России в числе фаворитов назвало два фильма.

Гран-при (статуэтка работы российского скульптора Владимира Суровцева) ушел к иранской кинокартине "Дочь" режиссер Реза Миркарими, ей же был выдан диплом с формулировкой "За глубину замысла и органичное воплощение драматургии общечеловеческих отношений".

Бразильская картина "Память забвения" (режиссер Руй Герра) получила диплом - специальное упоминание Федерации киноклубов России с формулировкой "За непрерывность эмоциональных и культурных связей памяти поколений". Помимо диплома, создателям вручили приз - хрустальную вазу.

А в рейтинге Федерации киноклубов победителем опроса стал российский фильм "Монах и бес" Николая Досталя. Режиссеру также вручили диплом и хрустальную вазу.

Жюри внеконкурсной программы российского кино призналось, что им трудно было принять решение, потому что в Москве не показали фаворитов "Кинотавра", в частности картину Кирилла Серебренникова "Ученик" и Ивана И. Твердовского "Зоология" (обе картины уехали на другие фестивали. - Прим. С.А.). Но все-таки победителя выбрали - им стал фильм Александра Галибина "Золотая рыбка".

Жюри кинокритиков высказало свои предпочтения, отдав знаменитого "Белого слона" фильму "37" (режиссер Пук Грастен, копродукция Дания - США) с дипломом-формулировкой "За талантливый дебют в игровом кино, проявивший зрелое мастерство, стиль и понимание человеческой психологии".

Специального упоминания жюри критиков удостоился Руй Герра, режиссер фильма "Память забвения" - "За многолетнюю работу в кинематографе и большой вклад в искусство".

Диплом жюри кинокритиков был присужден филиппинскому фильму "Пелена" Ралстона Джовера. Картину отметили "За тонкость решения и продолжение традиций".

- Для меня одним из мифов 38-го ММКФ оказался "слабый конкурс". На самом деле он был очень сильным - было из чего выбирать. Каждый из 13 фильмов мог получить главный приз. И программа получилась очень синефильская - такая, на которую не жалко было потратить время, - сказал молодой кинокритик Павел Шведов

Приз зрительских симпатий фестиваля получил сербско-хорватский фильм Милоша Радовича "Дневник машиниста".

- У нашего зрителя очень популярны сербские фильмы. Наш портал, будучи уже 8 лет партнерами Приза зрительских симпатий ММКФ, уже третий раз вручает приз сербскому кино, - сказала главный редактор киноиндустриального портала "ПрофиСинема" Нина Ромодановская и призналась, что выбор был нелегким. Фильмам "Дочь" и "Монах и бес" не хватило всего нескольких очков до приза.

Специального упоминания жюри NETPAC (ассоциации по продвижению азиатского кино) - удостоился фильм "Великие свершения" Вахида Хакимзаде (Япония - Великобритания). Картина была показана в программе "8 с половиной", "приехала" к нам с Роттердамского кинофестиваля и рассказывает историю общества постмодернистского времени.

Главный приз жюри NETPAC присудило документальной картине "Сонита" (режиссер Рохсаре Гаем Магами, страны-производители Германия - Швейцария - Иран) с формулировкой "За вдохновляющую реализацию мечты".

Приз еженедельника "Коммерсант Уикэнд" кинокритик Андрей Плахов вручил картине "Голос вещей" Ариэля Эскаланте (Коста-Рика).

Основные награды 38-го Московского международного кинофестиваля вручили, когда номер был уже подписан.