Согласно новой законодательной норме, право штрафовать (в размере до 300 тысяч рублей) перевозчиков, работающих неофициально, получил Госавтодорнадзор.
- Регион к этому готов. Ежедневно два-три экипажа будут проводить проверки - до тех пор, пока это необходимо. Мы также будем оперативно реагировать на соответствующие обращения граждан, - сообщил руководитель отдела автотранспортного надзора УГАДН по Омской области Геннадий Чебейко.
Похоже, законодатели и контролирующие органы решили всерьез закрутить гайки подпольным "газелистам". Но означает ли это, что время нелегалов закончилось?
- Мы очень рассчитываем, что новые меры окажутся действенными и позволят наконец навести порядок в сфере пассажирских перевозок, - подчеркивает заместитель директора департамента транспорта администрации Омска Игорь Кожухов. - По нашим данным, сегодня нелегалы имеют в распоряжении более тысячи микроавтобусов, а вот договоров с мэрией на право перевозок у них нет. Налогов они не платят, правил не соблюдают, контролю не подлежат, а пассажиров оттягивают. Нам важно повернуть этот хаотичный процесс в цивилизованное русло, увеличить пассажиропоток на муниципальном транспорте. Так что новые санкции пришлись очень кстати.
По мнению же частных перевозчиков, то, что жесткие меры станут панацеей, еще не факт.
- Я наблюдаю за ситуацией уже более двух десятков лет. Ответственность перевозчиков растет из года в год, и штрафы увеличились многократно, но конфликт между муниципальным и частным транспортом как был, так и остается, - отмечает председатель СРО "Омские перевозчики" Владимир Геворгян. - Вместо того чтобы отпустить рынок в свободное плавание, чиновники пытаются спасти муниципальный транспорт, который на ладан дышит. Между тем право присутствовать на рынке должно определяться не принадлежностью транспорта - частный он или муниципальный, а качеством услуг.
По словам легальных предпринимателей, им уже приходится выполнять массу требований: ежечасно отчитываться о местоположении микроавтобусов, ежедневно подавать сведения о медицинском освидетельствовании водителей, обновлять автопарк. Мэрия требует от частников приобретения современных машин, однако сама им в этом не помогает - и тому есть объективные причины. Среди основных, как отмечают в городском департаменте транспорта, - валютные колебания, отсутствие на рынке качественных российских автобусов среднего класса. Те, что сейчас производят, собраны из импортных комплектующих и очень дороги. Павловский автозавод начал выпускать подходящие по цене и качеству машины "Вектор", но они с конвейера прямиком уходят в Москву. А ЛиАЗы даже в самой простой комплектации стоят более семи миллионов рублей, так что окупить их перевозчикам довольно проблематично, особенно при нынешнем скудном пассажиропотоке.
Однако если нелегалы все-таки покинут рынок, положение, возможно, удастся поправить, полагают чиновники. Предприниматели, в свою очередь, не исключают, что нововведения добавят головной боли не "теневикам", а именно им.
"Нас штрафуют буквально за все, потому что мы как на ладони. А вот иметь дело с теми, кого вообще никто не знает в лицо, куда сложнее. Поэтому есть опасение, что с введением санкций, прежде всего, достанется нам - законопослушным перевозчикам, а вовсе не нелегалам, которые ни за что не отвечают и усердно прячутся в тени", - говорят владельцы коммерческих маршруток.
Как будет складываться ситуация, станет понятно уже в ближайшее время. Однако, судя по всему, на этом перемены не закончатся. В новых планах мэрии - упорядочить пассажирские перевозки, и уже в будущем году сократить три десятка так называемых дублирующих маршрутов. По мнению специалистов, пока, особенно в часы пик, в бойких местах города наблюдается настоящее столпотворение. Частные и городские автобусы теснят друг друга, носятся наперегонки в борьбе за пассажиров, тем самым провоцируя ДТП и пробки. Так что навести порядок на омских дорогах можно только методами жесткого секвестра.
Важно, чтобы при этом чиновники не забывали о пассажирах, у которых свои интересы: не мерзнуть на остановке в ожидании транспорта, не опоздать на работу, добраться из пункта А в пункт Б хотя бы с относительным комфортом. Смогут ли они на это рассчитывать, если исчезнут сразу десятки маршрутов и сотни единиц автотранспорта?
Справка "РГ"
15 июля 2016 года вступают в силу нормы законодательства, которые касаются контроля деятельности автоперевозчиков. В частности, ужесточается ответственность за посадку-высадку пассажиров в неустановленных местах. Причем если первый штраф составит три тысячи рублей, то повторный - уже пять тысяч. За ночную стоянку вне специализированной площадки водителю придется выложить пять тысяч рублей, должностному лицу - вдвое больше, юридическому - вчетверо. Штраф до двадцати тысяч рублей придется заплатить, если номер машины отличается от того, что указан в маршрутной карте. А если ее нет вообще, штраф вырастет на порядок - до 300 тысяч рублей.