30.06.2016 18:58
    Поделиться

    Виктор Нилов: Люди должны четко понять, что такое опасное вождение

    В этом году Госавтоинспекция отмечает не просто день рождения. Юбилей! 80 лет не шутка. В канун праздника гостем редакции стал начальник Главного управления по обеспечению дорожного движения России генерал-лейтенант полиции Виктор Нилов.

    Как будут ловить и наказывать водителей за опасную езду? Зачем в ГАИ создается новый информационный ресурс - база данных о дорожных нарушениях? Что дало ужесточение ответственности за пьяную езду? Кто будет проводить техосмотр? На эти и многие другие, интересующие большинство тех, кто за рулем, вопросы Виктор Нилов ответил на "Деловом завтраке" в "Российской газете".

    Виктор Иванович, вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, которые ввели новый термин: "опасное вождение". Какой, на ваш взгляд, должна быть ответственность за такое нарушение? Как вы будете ловить опасных водителей?

    Виктор Нилов: Нам поручено до осени подготовить в инициативном порядке предложения по мерам ответственности за это правонарушение. Хотя обсуждение этой темы мы уже провели. Все сходятся на том, что на первом этапе, когда мера заработает, нужно все-таки ограничиться административным штрафом за первое правонарушение. Поработать, набрать практику и потом уже решать, требуется ли ужесточение этой ответственности. Но главное, чтобы не мы инициировали это ужесточение, а сами участники движения оценили, насколько адекватна будет мера.

    То есть обсуждалась идея привлекать к выявлению этого нарушения самих водителей. Возможно ли такое?

    Виктор Нилов: Нам как правоприменителям очень импонирует заинтересованность водителей в том, чтобы у них появилась возможность самим фиксировать подобное правонарушение. Это сегодня не очень распространено, в том числе из-за сложности административного законодательства.

    Люди должны четко понять, что такое опасное вождение

    Но все-таки и сегодня мы работаем по сообщениям граждан. За прошлый год около 56 тысяч административных дел было возбуждено по таким сообщениям. Поэтому, если участники движения возьмутся за контроль, мы будем только благодарны. Другое дело, что нужно очень четко прописать, какие условия должны быть для того, чтобы гражданин мог сообщить о таком виде правонарушений. А это непросто. Ведь речь идет о нескольких составах правонарушений, которые в данном случае будут объединены в один - опасное вождение. Значит, требуется не просто фотография, а видео.

    Да и сегодня водителю не так просто сообщить о правонарушении. Требуется писать заявление. А значит, есть вопросы с анонимностью. Здесь что-то изменится?

    Виктор Нилов: На заседании президиума Государственного совета говорилось о необходимости создания федерального ресурса, куда бы граждане могли выкладывать в определенном виде записи не только этих, но и других правонарушений. Сегодня министерство связи вместе с нами готовит унифицированные программные продукты, при скачивании которых на определенных условиях можно было бы их использовать в виде доказательной базы. И тогда придет понимание, что правила нужно соблюдать. И, соответственно, будет повышаться безопасность на дорогах.

    А заявление для того, чтобы внести свой вклад в этот электронный "банк лихачей", водителю, свидетелю нарушения, составлять придется?

    Виктор Нилов: Мы разрабатываем схему, которая позволяла бы выкладывать на этот федеральный ресурс информацию по упрощенной форме. Чтобы гражданину не пришлось никуда ходить. Но это требует изменений в административном законодательстве. Принцип такой: тот, кто обращается на этот ресурс, должен быть там зарегистрирован, чтобы его личность можно было четко идентифицировать. А тот, кто будет привлечен к ответственности, доступа к его данным не получит.

    Острая тема последнего времени: гонки молодежи на дорогих машинах. Буквально на днях очередной случай с погоней и со стрельбой был. В чем причина такого обострения? Как с ним бороться?

    Виктор Нилов: Самый простой ответ: причина кроется в их воспитании. Сегодня много молодых людей, которые стараются не нарушать. Но, как в любом правиле, есть исключения, которые, к сожалению, создают негативный фон. Как бороться? Самое простое не замалчивать такие нарушения. Здесь важно, чтобы, с одной стороны, их не популяризировали, а с другой, чтобы само общество дало очень жесткую оценку такому поведению. Возьмем, к примеру, ситуацию с движением по обочине. Те, кто едет по ней, нервируют остальных водителей. Водители сами предлагают меры против таких нарушителей, одна другой круче. То есть само общество все время приближается к тому, что готово устанавливать дополнительные правила.

    Кстати, о жесткости. У нас за последнее время в Кодекс об административных правонарушениях были внесены серьезные поправки, ужесточающие ответственность. А повторная пьянка, повторный отказ от медосвидетельствования даже в Уголовный кодекс попали. Насколько эффективно такое ужесточение?

    Виктор Нилов: Это реакция на сложившуюся ситуацию. Депутаты Госдумы, когда готовят поправки, обязательно запрашивают практику. У нас за последние несколько лет состояние опьянения вызывало повышенное внимание, потому что доля ДТП с такими водителями начала возрастать. Общее количество происшествий, количество погибших сокращается, а с участием нетрезвых водителей растет. Поэтому здесь было необходимо принятие жестких решений. И эта мера дала результат. Если взять первое полугодие прошлого года и пять месяцев этого года, то количество повторных случаев с нетрезвыми водителями сократилось примерно на 13 процентов. Это очень значительная цифра. Если мы берем последнее полугодие прошлого года, когда вступила норма, и сравниваем с результатами пяти месяцев этого года, то тоже наблюдается снижение. Была 41 тысяча повторов, стало 34 тысячи. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что через какое-то время любая норма, даже самая жесткая, уже не так эффективно действует на ситуацию. Поэтому важно поддерживать саму значимость проблемы.

    На первом этапе, когда мера против лихачей заработает, нужно все-таки ограничиться административным штрафом

    И как же ее поддерживать?

    Виктор Нилов: Мы с позапрошлого года говорим о том, что очень рассчитываем на помощь граждан в сообщениях о фактах управления транспортным средством в нетрезвом состоянии. И сегодня действительно во многих регионах активная часть и молодежи, да и вообще водителей даже объединяются в некие отряды, группы и сообщают нам о таких фактах. Недавно был случай в Москве: сотрудник одной из бензоколонок сообщил ГИБДД о том, что водитель поехал в нетрезвом состоянии. Тут же поднялось обсуждение: правильно он сделал или нет? Сегодня понимание, что надо не допустить нарушения, а тем более преступления, становится все более популярным. И ссылки на то, что это стукачество, это некрасиво, уже уходят. Люди осознают, что такой водитель рано или поздно совершит аварию, в которой погибнут ни в чем не повинные люди.

    Но это ведь не единственная мера?

    Виктор Нилов: Не единственная. Министерство юстиции разработало законопроект, который сейчас готовится ко второму и третьему чтению в Госдуме. В нем говорится, что в случае совершения правонарушения водителем в нетрезвом состоянии или отказавшимся проходить медосвидетельствование, транспортное средство будет задерживаться до исполнения. Это тоже, может быть, подхлестнет кого-то к тому, чтобы не злоупотреблять правонарушениями. Совершенствование законодательства, по идее, нескончаемый процесс.

    Как только появляется какая-то лакуна, которая требует закрытия, соответственно появляется инициатива.

    Речь в этом проекте идет также о возврате машины под залог 30 тысяч рублей. Он не кажется вам слишком маленьким?

    Виктор Нилов: В регионах, где средняя месячная зарплата 11 - 12 тысяч рублей, это серьезные деньги. 30 тысяч рублей - это размер штрафа за управление в нетрезвом виде. Сегодня суды выносят решения о лишении прав и наложении такого штрафа. И мы в ряде регионов сталкиваемся с проблемой взыскания этих сумм. Добиться их уплаты бывает сложно.

    Завершается подготовка законопроекта по сокращению количества материалов, оформляемых инспектором при выявлении нетрезвого водителя. Насколько это вам поможет?

    Виктор Нилов: Любое упрощение процедуры, особенно если процедура касается человека, работающего на улице, да еще в неблагоприятных погодных условиях, при определенной загруженности, конечно, неплохо. Главное, чтобы потом это не вызвало дополнительных проблем. Мы очень хорошо начали несколько лет назад внедрение системы мобильного инспектора, в том числе и не только в Москве. Это возможность облегчить не только нам, но и водителям саму процедуру оформления дорожного происшествия, нарушения, это возможность контроля оплаты штрафа. Сейчас определенные экономические сложности не позволяют развивать эту идею. Но мы от нее не отказываемся. Когда каждый инспектор будет иметь такое мобильное устройство, мы упростим процедуру не только оформления, не только сократим временные затраты, но и повысим наше участие в раскрытии преступлений. Потому что транспорт, документы, лица, пассажиры - все будет проверено тут же. И все это в мобильном варианте. Более того, у нас есть возможность проверить все документы, в том числе и паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации.

    ОСАГО, техосмотр также можно проверить?

    Виктор Нилов: И ОСАГО, и техосмотр. Все будет зависеть от того, как мы выстроим систему обмена информацией. Ведь сегодня, говоря о том же ОСАГО, если эта база АИС ОСАГО будет поддерживаться, если она будет корректной, мы все перейдем на электронное страхование. Это, кстати, позволит и количество мошенничеств сократить.

    Раз уж заговорили о техосмотре. Сейчас активно обсуждается возможность передачи аккредитации операторов в Росаккредитацию…

    Виктор Нилов: Не совсем так. В поручении президента говорится о том, чтобы установить государственный контроль. Российский союз автостраховщиков, который сейчас занимается аккредитацией операторов, общественная организация. Раз речь идет о государственном контроле, раз есть государственный орган, который мог бы выполнять эту функцию, то есть Росаккредитация, то мы и внесли такое предложение. Пока этот проект обсуждается. Речь идет не о том, чтобы у кого-то что-то отобрать. Нужны комплексные меры, которые позволили бы весь процесс сегодня из формальности перевести в разряд необходимости.

    В качестве одной из таких мер страховщики предлагают вернуть на дороги контроль за техосмотром. Как вы к этому относитесь?

    Виктор Нилов: Я категорически не соглашаюсь, когда говорят, что весь контроль надо перенести на дорогу. И не только по техосмотру. Мне кажется, надо создать условия, когда было бы экономически невыгодно, нецелесообразно, было бы преступно что-то нарушать. Если такие условия будут созданы, то сам процесс будет упрощаться и улучшаться. И тогда мы будем контролировать отдельные эпизоды, то есть возможные нарушения. Мы, наоборот, сегодня хотим, чтобы инспектор выполнял только те функции, те полномочия, которые необходимы с точки зрения безопасности.

    Планируется очередное сокращение расходов на федеральную целевую программу по безопасности дорожного движения до 2020 года? Такой проект предложен для общественного обсуждения...

    Виктор Нилов: Оптимизация расходов прошла по всем ведомствам, и федеральным в том числе. Безусловно, она коснулась и государственной программы обеспечения охраны порядка, в которую входит наша ФЦП. Мы ее оптимизировали по возможности.

    Но у нас уже есть опыт 2009 - 2010 годов, когда предыдущая программа также подвергалась сокращению. И мы уже четко понимали, какие мероприятия наиболее эффективны. Поэтому и на этот раз, когда пришло решение о сокращении, мы наиболее эффективные мероприятия постарались сохранить.

    Я категорически не соглашаюсь, когда говорят, что контроль, в том числе техосмотра, надо перенести на дорогу

    От чего-то приходится отказываться. Что-то приходится сокращать. Но в любом случае федеральная программа - это механизм. Это не просто какая-то кормушка, из которой черпают регионы деньги, а это принципы, по которым строится работа. Есть болевая точка, и на эту точку должны быть направлены основные ресурсы. Если их распылять и пытаться создать впечатление одномоментного действия на все проблемы, эффекта не будет.

    Какие именно мероприятия, считаете, нельзя сокращать?

    Виктор Нилов: Основной приоритет - это формирование законопослушного поведения у молодежи, у детей, у взрослых, у пожилых. Что бы мы ни делали с дорогой, что бы мы ни делали с другими условиями, с автомобилями, все равно 80 процентов аварий происходит по вине водителя. Мы можем, конечно, создать идеальные условия, с двух сторон ограждения, ограничить скорость 20 километрами в час, установить повсюду "лежачих полицейских" и заставить всех выполнять эти требования. Но хотим мы или нет, а у нас всегда находятся те, кто едет задним ходом по автомагистрали. У нас есть "золотая молодежь", которой правила не писаны. Поэтому основные наши усилия направлены на формирование именно законопослушного поведения.

    Какие еще задачи остаются в программе?

    Виктор Нилов: Второй элемент связан с такими более конкретными вложениями. Сегодня для нас детская безопасность определяющая. И нам поставлена задача, чтобы система непрерывного обучения ребенка буквально с момента его рождения до окончания автокурсов была единой. В ней много того, что требует капитальных вложений. Это, например, детские автогородки, мобильные или стационарные. Это применение детьми светоотражающих элементов в условиях недостаточной видимости. Потому что сегодня, к сожалению, часть наших дорог, населенных пунктов с точки зрения освещенности вызывает много вопросов. А эти светоотражающие элементы тоже стоят денег.

    Вот как раз вопрос о дорогах, их освещенности и пешеходных переходах. Что планируется еще сделать?

    Виктор Нилов: Безусловно, очень важно создание условий для перехода проезжей части. Мы уже много лет плотно занимаемся обустройством пешеходных переходов. Изучаем их расположение, их видимость, принимаем меры, чтобы они были и безопасны, и удобны. За 6 - 7 лет мы прошли очень большой путь. И самое главное, не только мы, но и органы исполнительной власти, муниципальные органы, которые понимают, что сегодня условия движения, особенно пешеходов, требуют именно такого повышенного внимания. И надо констатировать, что приведение в порядок этих пешеходных переходов дало нам возможность реально сократить количество погибших на пешеходных переходах. Мы никак не могли справиться с этой проблемой. Но теперь, когда все вместе за это взялись, можно констатировать, что ситуацию изменить удалось. Появилась, правда, другая проблема - переход вне пешеходного перехода. Здесь тоже много сложностей.

    То есть основные пункты программы эти три?

    Виктор Нилов: Я бы отметил четвертый момент. Средства массовой информации. Необходимо доводить информацию до населения о проблемах дорожного движения, сложностях на федеральном и региональном уровнях. Вы много видите роликов сегодня, которые мы сделали не только в рамках нашей программы, но и совместно с Российским союзом автостраховщиков. На мой взгляд, эти кампании и акции достаточно популярны. Они находят очень хорошую поддержку. Мне удалось побывать во многих регионах, встречаться с руководителями субъектов, главами республик, мэрами, губернаторами, и видно, насколько позитивно руководители субъектов относятся к таким решениям. Тем более что они не очень затратны, а дают положительный результат.

    "Российская газета" поздравляет всех сотрудников ГИБДД с замечательным юбилеем. Желаем счастья, здоровья и спокойной дороги.

    Досье "РГ"

    3 июля 1936 года, Совет Народных комиссаров  СССР утвердил постановлением № 1182 "Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР". Основными задачами ГАИ стала борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учёт, контроль подготовки и воспитания шофёров. С этого момента началась история Госавтоинспекции. До появления ГАИ регулированием дорожного движения занималась служба ОРУД. Она не входила в ГАИ и просуществовала с самостоятельном виде до 50-х годов. И только потом  регулировать движение стали гаишники.

    В 1998 году ГАИ была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения - ГИБДД. Однако народ по прежнему продолжал называть службу по старинке ГАИ.

    В 2002 году в Указ Президента РФ № 711 от 15 июня 1998 года были внесены изменения, согласно которым наименования ГИБДД, Госавтоинспекция, то есть ГАИ стали равнозначными.

    Поделиться