Почему конкурсы на ремонт омских дорог выигрывают сомнительные фирмы
В юбилейный год власти Омска получил уникальную возможность основательно взяться за ремонт автомобильных дорог. Региональный дорожный фонд сформирован в размере 7,76 миллиарда рублей, и важно потратить их с умом.
В городе-юбиляре отремонтируют полсотни дорог общей протяженностью около 73 километров - это в семь раз больше, чем в прошлом году. Активную деятельность дорожники начали еще в мае, но и сейчас в Омске выбирают новых подрядчиков, полным ходом идут торги, заключаются контракты. Но некоторые победители конкурсов вызывают у специалистов серьезные сомнения.
- Например, на ремонт дороги "Омск - Тара" было запланировано 268 миллионов рублей, а подрядчик предложил на торгах на 41 миллион меньше, - отмечает заместитель министра строительства и ЖКК региона Александр Фрикель. - Это более чем странно, ведь смету составляли специалисты, которые учли все расходы, необходимые, чтобы работа была сделана качественно, а дорога прослужила не один год. Понятно, что строительные организации, особенно крупные, могут на чем-то сэкономить, и нам это выгодно, поскольку высвободившиеся средства можно направить на другие объекты. Но сорок с лишним миллионов - приличные деньги, и велика вероятность, что такая экономия может серьезно сказаться на объеме и качестве выполненных работ.
Судя по всему, тарская дорога - далеко не единичный случай подобного демпинга. Поэтому в региональном управлении дорожного хозяйства решили усилить контроль. По словам Александра Фрикеля, дорожные инженеры будут проводить экспертизу ежедневно и буквально по квадратным метрам.
Столь серьезное отношение к проблеме понять можно. Многие годы Омск не получал достаточных средств на качественный ремонт автомобильных дорог, поэтому муниципалитет ограничивался лишь временным их восстановлением и частичной реконструкцией. В результате постоянного недофинансирования дорожная сеть пришла в упадок и теперь появилась возможность исправить положение.
Тем временем претензий к подрядчикам - хоть отбавляй.
- Прежде всего, они касаются качества асфальтобетонной смеси и чистоты укладки дорожной одежды. Помимо этого - масса замечаний к завышению обочин, которые сразу после дождя превращают дорогу в "ванну". В условиях сезонного перепада температур такая магистраль долго не протянет, - подчеркивает Александр Фрикель. - Мы стараемся оперативно реагировать на подобные факты. Выписываем предписания, которые подрядчики обязаны немедленно устранить.
Однако делать это горе-строители не слишком спешат.
- По дороге так называемого "гостевого маршрута" ездить стало опасно. Дело в том, что решетки канализационных сливов, которые должны находиться ниже уровня дорожного полотна, зачем-то приподняли на двадцать сантиметров. Теперь вода стоит по щиколотку. И решетки на проезжей части представляют явную угрозу для машин. Вчера я потерял колесо, врезавшись в острый угол торчащей конструкции, - рассказал корреспонденту "РГ" водитель Максим Кондратюк. - Думаю, не меня одного постигла такая участь. Теперь буду подавать в суд.
Дорожники уверены, что мешают пробелы в законодательстве. Закон о госзакупках, который в свое время упорядочил отношения в этой сфере и сделал их открытыми, нуждается в обновлении. Сейчас он мешает устанавливать длительные связи с надежными проверенными подрядчиками, продливать эти отношения с помощью очередного конкурса. Зато открывает широкие возможности для прихода на рынок сомнительных фирм, не имеющих опыта, которые, "уронив" цену, с легкостью добиваются побед в тендерах, но приносят экономике регионов больше вреда, чем пользы.
Между тем
Власти Омской области закупят для строительства сельских дорог полсотни единиц новой техники. Эти затраты обойдутся бюджету региона в 291 миллион рублей. Остро востребованные комбинированные катки, автогрейдеры, тягачи, полуприцепы, бетонозаливщики и установки для ямочного ремонта дорожники рассчитывают получить уже в августе этого года. Еще шестьдесят миллионов будет направлено на покупку асфальтобетонного завода в Исилькуле. Весной омские дорожные предприятия уже получили по договору лизинга 31 единицу специализированной техники. Из регионального дорожного фонда на эти цели был выделен 161 миллион рублей.