Чему радуются в автокомпаниях на фоне падающего рынка

Российский авторынок продолжает сжиматься, обновляя антирекорды. В июне 2016 года, по сведениям комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали в годовом сравнении на 12,5%. Еще хуже статистика за 6 месяцев - минус 14,1%.

Не удивительно, что такие цифры эксперты восприняли довольно пессимистично. "Продажи июня не смогли существенно улучшить суммарный результат первой половины года, - заявил председатель комитета АЕБ Йорг Шрайбер. - Рынок продолжил сжатие, выраженное двузначными цифрами, то есть быстрее, чем предполагалось в начале года. Учитывая это обстоятельство, АЕБ обновляет прогноз 2016 года до уровня 1,44 миллиона штук, что означает падение на 10,3% по сравнению с 2015 годом".

Между тем многие производители нашли немало поводов для позитивной оценки итогов июня и полугодия. В частности, АвтоВАЗ, продажи которого в июне упали на 16%, а за 6 месяцев на 12%, заявил… о росте популярности автомобилей Lada. Все дело в ракурсе - действительно, продажи марки увеличились в сравнении с майскими на 7,9% - до 22 229 машин. Драйвером роста стал седан Vesta, разошедшийся рекордным тиражом в 5 128 экземпляров (на 36,7% больше, чем месяц назад). Кроме того, доля Lada на рынке, по данным самой компании, увеличилась за год с 19% до 19,6%. Правда, в статистике АЕБ цифры чуть скромнее - 18,5% и 18,0% соответственно.

- В целом мы удовлетворены результатами, но у нас все еще есть потенциал для некоторого роста в 2016 году, - отметил президент АвтоВАЗа Николя Мор. - Несмотря на неблагоприятные рыночные условия, мы ставим перед командой продаж амбициозные цели - увеличить долю рынка в крупных городах, укрепить экспортные продажи и выйти на новые экспортные рынки.

Нарастила долю и идущая на втором месте по объему реализации Kia - с 10,7% до 9,4%. Бестселлером бренда остается модель Rio, но в последнее время на ведущие позиции выбирается обновленный кроссовер Sportage. В последние три месяца именно эта машина занимает второе место в продуктовой линейке компании. Кстати, с момента старта продаж Sportage четвертого поколения - 1 апреля 2016 года - в России уже приобрели 4 896 таких автомобиля.

- Июнь оказался очень успешным месяцем для нашей компании не только в России, но и в мире. KIA возглавила авторитетный рейтинг качества новых автомобилей J.D. Power, став лидером и в отдельных сегментах, и в общем зачете. Последний раз массовый бренд становился победителем этого исследования 27 лет назад, - подчеркнул управляющий директор Kia Motors Rus Александр Мойнов. - На российском рынке мы связываем особые надежды с новинками этого года: Kia Sportage и Kia Optima четвертого поколения, продажи которой приблизились к 2 тысячам единиц со старта продаж 9 марта.

А вот у еще одного лидера - Hyundai - доля за год немного упала, с 10,2% до 9,6%, поскольку и объем реализации рухнул на 19 процентных пунктов. В то же время в сравнении с маем продажи выросли сразу на 14,2%, что тоже наталкивает на оптимистичные мысли. Впрочем, никаких заявлений на этот счет компания не сделала.

В то же время в Ford Sollers сообщили о том, что объем российских продаж автомобилей в первом полугодии увеличился на 56% относительно аналогичного периода 2015-го (по данным АЕБ, на 51%). Динамику обеспечили сразу четыре модели - Ford Transit нового поколения (+98%), кроссовер Kuga (+73%), новые Mondeo (+21%) и Focus (+14%).

Еще стремительнее взлетели показали китайского производителя Lifan: на 57% в июне и на 63% - за полугодие. Самыми популярными моделями остаются обновленный кроссовер Lifan Х60 и городской SUV Х50. При этом в компании такой рост объясняют наличием выгодных предложений на покупку автомобилей.

Четвертый месяц подряд растут объемы реализации Skoda. В июне компания передала клиентам на 9% больше машин, чем в мае. "Мы гордимся этим результатом, - заявил руководитель отдела продаж бренда в России Алексей Почечуев. - Несмотря на непростую экономическую ситуацию, бренд продолжает наращивать продажи. Эти показатели подтверждают высокую актуальность продуктового ряда". Особенно успешно идут продажи седана Rapid - они выросли на 14% относительно июня 2015-го.

"Идеально сбалансированной модельной линейкой" объяснили свой рекорд и в представительстве Toyota. Никогда прежде автомобили компании не занимали 6,6% рынка, как это случилось по итогам шести месяцев. Приведенный выше тезис косвенно подтверждает тот факт, что сразу четыре модели - Toyotа Camry, Land Cruiser 200, RAV4 и Toyota Hilux - оказались лидерами в своих сегментах.

Остается надеяться, что этот оптимизм - не единственный ресурс, который участники рынка используют для исправления общей ситуации во втором полугодии.