Эксперты разработают правила использования беспилотных автомобилей
Кто будет виноват? Мнения экспертов "РГ" разделились.
Отсутствие нормативной базы тормозит развитие беспилотного транспорта во всем мире. О разработке документа объявили в Японии и Евросоюзе. Там не только пропишут ответственность при ДТП, но и регламентируют выдачу лицензий на управление.
Пока за рулем таких машин должен обязательно находиться водитель, это предусматривает Женевская конвенция о дорожном движении. Поэтому в свод правил планируется включить пункт о необходимости установки внутри автомобиля датчиков контроля за состоянием шофера.
Разработка законодательного регулирования сферы беспилотных транспортных средства (БПТС) стала особенно актуальна после первых сообщений об авариях с участием таких машин. Первый смертельный случай был зафиксирован в мае во Флориде США. Сейчас ведется расследование, выявляются ошибки в работе системы.
В России серийное производство беспилотных автомобилей планируется запустить в 2025 году. Технически все готово уже сегодня, говорят эксперты, но серьезной проблемой остается отсутствие регулирования. Но работа по этому вопросу в России уже сдвинулась с мертвой точки.
"В первую очередь надо разработать нормативную базу, которая вводила бы в юридическое поле ряд определений, - уверен ответственный секретарь Комиссии ГД РФ по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем Андрей Черногоров. - Комиссия по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем при Комитете по науке и наукоемким технологиям в конце весенней сессии внес в Госдуму проект закона, который вводит определения для понятий "беспилотное транспортное средство - БПТС", "оператор беспилотного транспортного средства", "водитель", и ряд технических правок".
По словам Черногорова, законопроект будет рассмотрен уже осенью.
А уже вторым шагом формирования нормативной базы должны стать правила об ответственности в случае ДТП. "Возможно, ответственность будет распределяться между собственником и производителем, так как вина каждого в конкретной ситуации может отличаться, - отметил эксперт независимого центра "Общественная Дума" Сергей Литвиненко. - Если причиной аварии стала техническая неисправность или программная ошибка - это ответственность производителя, а если проблема была создана из-за неправильных решений, принятых владельцем (прокладка маршрута или скоростной режим), - здесь уже должен отвечать собственник".
Иного мнения придерживаются разработчики беспилотных систем. "Сейчас в большинстве случаев административную и гражданскую ответственность за нарушение Правил дорожного движения и причиненный вред несет владелец. То же самое возможно и с БПТС", - отметил директор Центра интеллектуальных автономных систем НИТУ "МИСиС" Александр Балесный.
Еще ни один искусственный интеллект не может учесть все возможные нюансы дорожного движения, согласен Андрей Черногоров.
Однако эксперты считают, что будущие владельцы беспилотников должны иметь не только обязанности, но и льготы, например, в части страхования, размера транспортного налога, сборов за проезд. Это позволит им уравновесить затраты и выгоду от использования беспилотных автомобилей.