Ростовские байкеры решили засудить автостраховщиков
ОСАГО в каске
Мотовладельцев возмущает то, что кроме полисов ОСАГО их в нарушение всех законов заставляют страховать жизнь, переводить свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды и так далее. В результате, чтобы легально ездить на мотоцикле по Ростову, нужно выложить за страховку от трех с половиной до восьми тысяч рублей. Аналогичная проблема у водителей в Краснодаре и Волгограде.
- Считается, что водить мотоцикл гораздо опаснее, чем автомобиль, но это миф. По статистике ГИБДД аварий на одну тысячу мотоциклов приходится в несколько раз, а иногда - на порядок меньше, чем у автомобилистов. Из-за этого реальная средняя стоимость полиса опытному мотоциклисту обойдется в 350 рублей. Конечно, это не устраивает страховые компании, они хотят больше денег, - рассказывает Баранникова. - Получается, что полис ОСАГО обходится некоторым в половину стоимости их транспортного средства. И теперь часть мотоциклистов ездит по городу с поддельными документами или вообще без них. Участились случаи, когда водители байков уезжают с места ДТП, например, если случайно зацепили крыло или зеркало дорого автомобиля. А ведь в спешке нарушитель способен спровоцировать более серьезные аварии, могут пострадать старики и дети. И виноваты в этом в равной степени те компании, которые отказывают в выдаче полисов по нормальным, законным ценам. Мы уже обращались во все контролирующие органы, но воз и ныне там.
На сайте "Ростбайкер" скопилась целая коллекция видеороликов, где мотоциклисты пытаются добиться получения полисов по закону. Пользователей интернета это очень веселит: во всем мире байкеры считаются чуть ли не криминальным сообществом, а здесь бородатые дядьки в кожаных куртках требуют от офисных работников страховые полисы, причем ссылаются на нормы уголовного и административного кодекса.
Хотя, конечно, смешного мало. За последние два с половиной года доказанных случаев нарушения выявлено десятки, если не сотни. Ростовская ФАС неоднократно наказывала ростовские компании крупными денежными штрафами. Но, очевидно, выгода от дополнительных услуг с лихвой перекрывает "вынужденные расходы".
Хоть это и кажется невероятным, но страховщики отметают все претензии в свой адрес.
Например, гендиректор ПАО СК "Росгосстрах" Дмитрий Маркаров, который специально приезжал в июне в Ростов, на встрече с журналистами заявил, что навязывание дополнительных услуг - это исключительно инициатива местных "тетечек" в офисах. Дескать, никаких установок от руководства компании в регионы не поступает.
Но сами работники компаний говорят, что это не так. "РГ" уже рассказывала историю ростовчанина Сергея Пустошинского, который весной записал на диктофон и выложил в Интернет свой разговор с одной из руководительниц филиала "Росгосстраха". Женщина отказала клиенту в выдаче полиса, так как тот не перевел свои пенсионные накопления в аффилированный к страховщику НПФ. "Руководительница прямо сказала, что таково распоряжение руководства", - отметил автовладелец. В итоге мужчина "из принципа" купил полис у другой организации.
Агент "ноль-ноль-ноль"
Руководители страховых компаний во всех бедах обвиняют самих участников движения, а также автоюристов, дескать, из-за последних суммы выплат по ОСАГО на Дону, Кубани и в Волгоградской области стали неадекватно высокими. Российский союз автостраховщиков (РСА) объявил три этих южных региона "токсичными" (к ним потом прибавилась Мурманская и Челябинская область) и предложил специальную схему с "единым агентом по продаже полисов".
Согласно этой схеме все автовладельцы проблемных регионов распределены между страховщиками по последним пяти цифрам номера ПТС. Вам обязаны выдать полис той компании, куда вы попали в результате "лотереи". Конечно, можно потребовать страховку и той организации, куда вы обратились, но в таком случае вас будут обслуживать в порядке живой очереди. А это значит, что у страховщика, возможно, "зависнет Интернет", "закончатся бланки" и так далее.
В конце июня РСА выпустил релиз, в котором сообщил, что система повышения доступности услуги обязательного автострахования действует с июня и якобы уже доказала свою эффективность (термин "единый агент" теперь вообще пропал из лексикона представителей РСА).
В пяти регионах, где с 1 июня начала работать новая система, за две недели продажи полисов ОСАГО выросли на 12 - 27 процентов, при этом ряд компаний увеличил продажи в пять-восемь раз, сообщили в организации.
Правда, как работает система, неясно. По истечении двух недель июня корреспондент "РГ" обращался в несколько страховых компаний Ростова, и нигде полисы чужих компаний не продавались. Как и прежде, гражданам предлагали полисы ОСАГО с навязанными допуслугами. Да и сам Дмитрий Маркаров в начале лета признавался, что система будет внедрена не раньше июля. Возможно, что сейчас она работает только в некоторых пилотных филиалах.
Под колесами правосудия
Мотоциклисты говорят о том, что до последнего момента купить полис даже со всеми "допами" им было затруднительно: страховщики просто не продавали ОСАГО водителям категории А (мотоциклы) и М (мопеды).
- Ты приходишь в офис, а тебе говорят: мы такую услугу, как страхование мотоциклов, не оказываем. Это нарушение закона, - говорит ростовский байкер Алексей Кислица. - Когда мы стали приходить в офисы страховщиков толпой и снимать нарушения на видеокамеры, то иногда нам удавалось получить по несколько полисов ОСАГО. Но за каждой бумажкой такой толпой не набегаешься, да и не наше это дело. Куда смотрят правоохранительные органы - вот что непонятно.
Недавно в России ужесточили административную ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо за навязывание допуслуг. Наказание для должностных лиц увеличено с 20 до 50 тысяч рублей. Для юридических лиц штрафы составят от 100 до 300 тысяч рублей. Но ростовчане сомневаются, что эти принесет ощутимый эффект на проблемном юге.
Пока нашли единственный выход: отказ от дополнительных услуг сразу же после подписания документов. По закону гражданин имеет право расторгнуть такие договоры в течение определенного периода. Например, договор страхования жизни и здоровья можно расторгнуть через пять дней после его заключения договора, говорит журналист из Новочеркасска Иван Коваль.
В июне он провел эксперимент: купил полис ОСАГО со всеми навязанными ему допуслугами, а затем сразу же обратился к представителю фирмы и попросил расторгнуть ненужные ему договоры. За страхование жизни и квартиры ему пришлось заплатить 4,5 тысячи рублей. Сотрудники офиса всячески отказывались представить информацию о том, как это сделать.
- Признали, что я могу расторгнуть договор, но сказали, что для этого нужно ехать в главный офис в Ростов-на-Дону. Адрес и телефон своего главного офиса отказались выдать, - рассказал Иван. - Я нашел адрес самостоятельно и направил им по почте заказное письмо. В конверт вложил заявление "от руки" с просьбой расторгнуть договоры страхования и вернуть мне деньги на банковскую карту. Копии сертификатов я оставил себе, а оригиналы вложил в письмо. Туда же положил реквизиты банковской карты. Деньги мне пришли 16 июня, ровно через неделю, в полном объеме. Пришлось потратить 40 рублей на заказное письмо, пару литров бензина на поездку в страховую компанию и несколько часов жизни, но своего добился.
Алиса Баранникова говорит, что некоторые мотовладельцы тоже так делали, но игра не стоит свеч - придется потратить столько же времени, сколько бы ты провел в очередях, ожидая получение своего "законного" полиса.
- Страховщиков не пугают штрафы. Очевидно, они зарабатывают такие суммы, что для них это пустяки. Чуть ли не единственный способ решить проблему - ввести уголовное наказание за препятствование получению полиса ОСАГО, - говорит Баранникова. - Если автомобилисты молчат, то байкеры как более сплоченное, организованное и свободное общество терпеть долго не будут.
Ростовских байкеров фактически поддержало и местное отделение ОНФ.
- Мы выступаем за исполнение закона, поэтому если где-то видим систематическое нарушение, то готовы с этим бороться, - сказал сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ростовской области Михаил Попов.
Будет ли реакция правоохранителей и законотворцев на инициативы байкеров, неясно. Как сказал глава РСА Игорь Юргенс, нынешняя схема с "единым агентом" является промежуточной мерой для быстрого решения проблемы. Но полностью ее решить можно только законодательно. РСА уже разработал блок мер, включая предложения по совершенствованию законодательства. Ожидается, что они могут быть рассмотрены депутатами уже в осеннюю сессию.