Напомним, что нападения формирований УПА и националистов фракции Степана Бандеры на почти сто польских поселений начались в феврале 1943 года. 11 июля того же года они достигли своего пика. Государственный институт народной памяти Польши указывает, что всего за время этнических чисток - с 1939 по 1945 год - погибло около 100 тысяч человек, а 485 тысяч поляков были вынуждены бежать в центральные районы Польши. Вопрос о том, называть ли эти трагические события геноцидом, с давних пор вызывает в Польше огромные разногласия. Три года назад, к 70-летию "кровавого воскресенья", тогда еще оппозиционная правая партия "Право и справедливость", за которую традиционно голосуют избиратели, чьи семьи затронула эта трагедия, настаивала на принятии Сеймом соответствующей резолюции. Но правившая тогда "Гражданская платформа" урезонивала правых - для Польши было и остается очень важным втянуть Украину в орбиту своего влияния, а термин "геноцид" мог бы вызвать напряженность на линии Варшава - Киев. В итоге в ходе дискуссии в Сейме, на которой представители польского МИД убеждали оппозицию, что определение "геноцид" навредит польско-украинским отношениям, депутаты пришли к компромиссу на формулировке "этнические чистки с признаками геноцида".
Теперь, когда партия "Право и справедливость" получила большинство голосов в парламенте, казалось, что ничто и никто не мешает ей назвать вещи своими именами. Но, получив власть, "ПиС" оказалась меж двух огней. С одной стороны, избиратели - дети и внуки зверски убитых или изгнанных из своих домов поляков - требуют четкой и внятной позиции правящей партии по этому вопросу. С другой стороны, теперь уже "ПиС" несет ответственность за внешнюю политику своей страны и за то, чтобы Украина оставалась в одной связке с Польшей. Таким образом, правым было необходимо найти виновного, который устроил бы и Варшаву, и Киев, и неважно, насколько это соответствует исторической правде.
На прошлой неделе польский Сенат принял резолюцию, в которой призвал нижнюю палату парламента Сейм признать "Волынскую резню" геноцидом. Но именно в ходе дискуссий в Сейме вдруг всплыл новый "виновник" - Россия. В том же духе высказался и министр обороны Польши Антоний Мачеревич, который, по данным телеканала TVN24, назвал Россию "настоящим врагом". "Знающим свою историю и помнящим своих предков полякам не может не быть мучительно стыдно за таких своих современников", - отреагировал на своей странице в "Фейсбуке" председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. И он абсолютно прав. Вообще русофобия - это то, в чем регулярно упражняется Антоний Мачеревич вне зависимости от того, какой пост он занимает. А о его авторитете в польском обществе красноречиво свидетельствует то, что в ходе предвыборной кампании кандидат в премьеры и нынешний премьер-министр Беата Шидло была вынуждена публично пообещать, что этот человек не станет министром обороны в ее правительстве. Но, очевидно, правящей в Польше партии сегодня нужны такие люди.