От "единички" до LADA XRAY: АвтоВАЗ отметил полувековой юбилей
Ударная комсомольская стройка велась совместно с итальянцами из концерна Fiat: они же оснастили завод оборудованием и обучили персонал. Спрос на автомобили в СССР был огромным: всего через два с половиной года предприятие выпустило миллионный ВАЗ. С 1973 года "копейки" (по сути, это был седан Fiat 124, прошедший глубокую адаптацию и модернизацию под наш суровый климат) начали отправлять за границу. Экспортный вариант назвали "Лада". По одной из версий, "Жигули" забраковали французы, для которых это слово было созвучно с "жиголо". Хотя, скорее всего, повлияло то, что оригинальное название автомобиля было сложнопроизносимым для иностранцев.
В народе модели "Жигулей" называли просто - по цифрам: "копейка", "двойка", "тройка" и так далее. "Тройка" сегодня считается раритетом у любителей ретро-автомобилей, с "шестеркой" ассоциируются таксисты родом из южных республик.
В создании "восмьерки" (первого автомобиля из поколения "Спутник"), помимо тольяттинцев, принимали участие сотрудники Porsche и одного из подразделений Fiat. Рассказывают, что небольшой подъем на крыше моделей 2108 и 2109 посчитали "вредительством" конструкторов из Porsche - из-за него у автомобилей быстро загрязнялось заднее стекло, ухудшалась аэродинамика. Однако потом выяснилось, что этот подъем нужен для того, чтобы машина была устойчивее на больших скоростях.
А вот знаменитую "Ниву", по одной из версий, назвали в честь детей разработчика автомобиля Петра Прусова (Натальи и Ирины) и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева (Вадима и Андрея). "Нива" - единственная из советских моделей, которая официально продавалась в Японии.
Юбилей АвтоВАЗа будут праздновать грандиозно. Мероприятия, начавшиеся в нынешнем году, завершатся 19 апреля 2020 года, в день 50-летия выпуска первого автомобиля. К юбилею создан специальный промосайт, где можно узнать об основных вехах в истории автозавода.
На предприятии уже прошел день открытых дверей, где все желающие смогли увидеть, как собираются автомобили, принять участие в тест-драйвах и конкурсах. Ко дню рождения АвтоВАЗа выпущено по 500 экземпляров Vesta и XRAY "юбилейной" серии (это максимально оснащенные топ-версии моделей с оригинальной красно-черной отделкой салона, оригинальными колесными дисками и спецлоготипом).
Сегодня, в день юбилея, в Тольятти пройдет автопарад с участием автомобилей LADA, а также состоится торжественное мероприятие для работников автозаврда. 21 июля на АвтоВАЗе будут чествовать ветеранов, а 23 июля состоится День LADA в городском Фанни Парке.
Тольяттинцев уже поздравил президент России Владимир Путин: "Юбилей - большое, значимое событие для сотрудников и ветеранов Волжского автозавода, для отечественного автомобилестроения в целом. Вы по праву можете гордиться несколькими поколениями своих предшественников - инженеров, конструкторов, рабочих, которые всегда трудились на "совесть", высоко держали планку качества, смело внедряли передовые технологии и новаторские решения. Важно, что нынешний коллектив АвтоВАЗа бережно хранит традиции творческого созидательного труда, открывает для себя новые горизонты и реализует перспективные проекты, неуклонно повышает конкурентоспособность выпускаемой продукции, отличающейся современными характеристиками, надежностью и экологичностью".
Справка "РГ"
С 1970 года АВТОВАЗ произвел более 26 миллионов автомобилей LADA и автокомплектов. Предприятие поставляет автомобили по всей России (они составляют 57 процентов автопарка нашей страны), а также отправляет на экспорт - на Украину, в Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Грузию, Египет и в европейские страны.
По статистике, на долю бренда LADA приходится более 25 процентов годовых продаж на отечественном авторынке.