Теодор Курентзис стал лауреатом престижной премии ECHO Klassik 2016

Запись "Весны священной" Стравинского, осуществленная оркестром MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, признана лучшей в категории "Симфоническая запись. Музыка XXI и XX веков". За эту работу Курентзис и его оркестр стали лауреатами престижной музыкальной премии ECHO Klassik 2016, которую вручают ежегодно в Германии. Он и основатель этого оркестра, он и худрук Пермского театра оперы и балета. Незадолго до того оркестр MusicAeterna под его руководством успешно выступил на Дягилевском фестивале в Перми, а потом и в Москве, где Теодор и рассказал "РГ" о своей любви к России и верности искусству.

Дягилевский фестиваль завершила Шестая симфония Густава Малера, ее же вы исполнили в Большом зале Московской консерватории - с невероятным успехом. Прежде вы говорили, что на "Золотой маске" в феврале вас приняли достаточно холодно. Сейчас - что-то изменилось в восприятии московского зрителя?

Теодор Курентзис: На "Золотой маске" (Пермский театр привозил постановку оперы Моцарта "Дон Жуан" - прим. "РГ") я ожидал такой же реакции, как и после Шестой симфонии Малера. Но проблема в том, что публика, которая была на том спектакле, совсем другая. К сожалению, из-за организационных моментов премии большинство людей, действительно интересующихся музыкой, не смогло попасть на наш спектакль. Хотя нельзя разделять людей на группы. Конечно, каждый имеет право послушать и оценить то, что мы делаем. Всем открыта эта дверь.

Помимо музыки и театра, у вас был и такой опыт - лет семь назад вы сыграли главную роль в фильме Ильи Хржановского "Дау". Как ощущали себя в качестве актера? Не думаете сняться в кино еще?

Теодор Курентзис: Как раз еду сейчас смотреть материалы этого фильма - даже не знаю, когда он сможет выйти на экраны. Для меня это была не совсем актерская работа - я играл практически самого себя, говорил своими мыслями. Но это очень тяжелый труд, очищающий. История, которая затрагивает важные моменты жизни и позволяет по-другому взглянуть на себя. Те, кто видел хотя бы один из 13 фильмов, в восторге - но я не могу судить объективно, я же эмоционально часть проекта.

Сниматься в кино я бы больше не хотел, хотя я - киноман. Кино - это волшебный мир искусства. Слова, которые мы используем каждый день, в письменном виде обладают определенной формой. В поэзии они несут в себе другие значения и пространства, обогащаются метафизическим шлейфом. А звук - понятие более абстрактное. Слово обладает визуальной основой, слова материализованы внутри нас больше, чем звук. Однако как звук из клаксона может стать душераздирающим звуком симфонии Шостаковича. И это чудо, которое происходит со словом и звуком внутри произведения искусства, схоже с превращением куколки в бабочку.

В кино миллион возможностей для того, чтобы это превращение происходило дальше. Но чем больше возможностей у тебя есть, тем труднее понять, в каком направлении двигаться. Создать киношедевр - задача не из легких. Я еще в детстве хотел стать кинорежиссером, не верил, что стану дирижером. Но любовь к России и сама судьба привела меня к тому, что я имею сейчас.

А, кстати, почему вы все-таки решили когда-то перебраться из Греции в Россию - это же было не случайно?

Теодор Курентзис: Я приехал в Россию, потому что здесь преподавал Илья Мусин. Это был гениальный педагог. Если бы он жил в Парагвае, я бы и туда эмигрировал. Кроме того, помню еще, как русские оркестры приезжали в 70-х годах в Афины - они очень сильно отличались от европейских, в них больше страсти и резкости. Как и вообще в русском языке и культуре. Поэтому я и понял - нужно ехать туда. Надеюсь, когда-нибудь буду достоин называться "деятелем российской культуры".

Вы деятель культуры, как известно, неравнодушный. Вот сейчас в Перми случился скандал: местные чиновники уволили с поста художественного руководителя "Театра-Театра" Бориса Мильграма... Как вы к этому отнеслись - у вас ведь тоже отношения с пермским минкультом не очень простые?

Теодор Курентзис: Любое увольнение или продление контракта с работником культуры должно быть шагом к улучшению ситуации. Здесь не должны играть роль личные отношения руководителей. Культура - это святое, здесь конфликты межличностные, ничьи личные амбиции не должны быть замешаны. Иначе наносится ущерб культуре города и края, подрывается доверие к власти. И увольнение Бориса - большая ошибка. Хотя мне хочется верить, что еще можно найти общий язык между художником и чиновниками.

Ключ к самопознанию лежит в умении отдыхать. Отдыхать - значит приводить в порядок свои мысли

Какую музыку вы сами слушаете в свободное время?

Теодор Курентзис: Меня интересует экспериментальная музыка малоизвестных исполнителей со всего мира. У меня есть коллекция пластинок пионеров андеграунда 50-х, 60-х, 70-х. Не очень люблю слушать симфоническую музыку - никакая аппаратура не может воспроизвести звук настоящего оркестра. Но последнюю неделю слушал органную музыку Мессиана, фортепианную музыку Дебюсси - во мне они рождают множество чувств. А воображение мое будоражит в настоящее время музыка Вагнера или композиторов эпохи раннего барокко - здесь большое пространство для импровизации.

А вообще - что для вас отдых?

Теодор Курентзис: Я должен еще научиться отдыхать. Отдых - это не только отсутствие работы. В моем понимании, отдых - обновление, возможность зарядиться положительной энергией, очиститься. Думаю, ключ к самопознанию лежит как раз в умении отдыхать. Отдыхать - значит приводить в порядок свои мысли, перестать думать о своих проблемах и амбициях. Не всегда это удается, все время что-то делаю. Даже на пляже - изучаю партитуры современной музыки.

Не могу не спросить: когда и где ждать ваших новых концертов?

Теодор Курентзис: Весь сентябрь мы с MusicAeterna гастролируем с барочными программами по Европе - Монтрё, Женева, Кельн, Дортмунд, Бремен. Потом открываем сезон в Венском Концертхаусе. В ноябре в Санкт-Петербурге исполним музыку балета Прокофьева "Ромео и Джульетта". Очень надеемся показать это и в Москве.

В декабре, в Перми мы ставим "Золушку" Прокофьева с Алексеем Мирошниченко, оперу Алексея Сюмака "Cantos". 14 января в Royal Festival Hall в Лондоне мы будем играть благотворительный концерт в поддержку фонда Чулпан Хаматовой "Подари жизнь". В марте и апреле нас ждут очередные европейские гастроли с симфониями Малера и Бетховена. В мае - постановка "Богемы" и Дягилевский фестиваль в Перми. В июне снова Лондон, а в июле и августе 2017 года будем выступать в Зальцбурге.

Отдыхать, как видите, некогда…

Кстати

Лауреатами премии ECHO Klassik в этом году стали и другие российские музыканты: Анна Нетребко ("Певица года"), пианист Григорий Соколов ("Инструменталист (фортепиано)"). Сопрано Ольга Перетятько награждена в категории "Сольная запись/вокал. Дуэты/оперные арии", а дирижер Максим Емельянычев - в категории "Концертная запись. Музыка XIX века". Премию ECHO Klassik для молодых музыкантов получили Ася Фатеева (саксофон) и Юрий Ревич (скрипка).