Главную улицу Москвы благоустроили досрочно
Тверскую москвичи помнят разной. В 1930-е годы, чтобы расширить ее, пришлось даже передвигать исторические здания по уникальной технологии. Прошло почти 90 лет, и новые городские реалии снова потребовали перемен. В этом году программа "Моя улица", по которой в городе преобразились уже сотни столичных магистралей и переулков, дошла и до Тверской. Проект благоустройства Тверской разработал выдающийся нидерландский архитектор Адриан Гезе. Это его работы сделали площади и улицы Лондона, Торонто, Мадрида и других мегаполисов полноценными общественными пространствами, где есть место и пешеходам, и автомобилистам.
Но Тверская - не просто центральная, но еще и историческая улица. Архитектор учел это: он предложил восстановить липовую аллею, погибшую под напором транспортного потока в 90-е годы прошлого века. Главной же его идеей стало то, чтобы Тверская стала и местом отдыха, а не просто средоточием магазинов и транспорта. Работы по благоустройству начались в мае. Многих москвичей они сначала просто испугали. На большей части улицы трудно стало передвигаться не только машинам, но и пешеходам, которым остались лишь узкие деревянные мостки. За ними, огороженными зелеными плакатами, рабочие снимали асфальт и тут же укладывали новую плитку, убирали в подземные коллекторы провода, меняли столбы освещения. Поверить в то, что к сентябрю, когда москвичи вернутся из отпусков в город, эта дорожная стихия закончится, как обещали столичные власти, было трудно. И тем не менее уже в понедельник, 25 июля, корреспонденты "РГ" вместе с миллионами людей увидели обновленную Тверскую.
Свою прогулку с фотокором "РГ" мы начали с Моховой - она плавно перетекает в Тверскую у Манежной площади. Взгляд привлекли новые фонари, чем-то напоминающие столицу времен Мастера и Маргариты. Оказывается, эти светильники воссозданы по оригинальным чертежам музея "Огни Москвы". Правда, лампочки в них современные, энергосберегающие. Зато проводов, которые раньше так уродовали улицу, больше нет. Ни одного - ни обычного электрического, ни троллейбусного... Все это электрохозяйство теперь упрятано под землю, в 95 коллекторных колодцев.
Пешеходный переход через Газетный переулок тоже ровно замощен плиткой, он теперь на одном уровне с проезжей частью. Точно так же выглядит пересечение Тверской с Глинищевским переулком: мощенные гранитом переходы словно обозначают доминирование пешеходной зоны над автомобильной. Такой рельеф позволяет гулять по Тверской и мамам с колясками, и инвалидам.
Теперь - внимание на саму плитку. Она здесь гранитная, двухцветная, что позволяет разделить тротуар на две зоны. Светлая - для пешеходов, более темная - техническая зона, ограждающая тротуар от проезжей части. И вот уже первый результат: на Тверской появились...бегуны! Несколько человек утром впервые выбрали для пробежки обновленную улицу, хотя раньше предпочитали добираться до ближайших парков. Пока идем от Моховой до Пушкинской, доходим до цветников. Вот для чего, оказывается, рабочие укладывали гранитные прямоугольники на тротуаре! Настоящие же деревья, посаженные в грунт, вернутся на Тверскую в октябре. А вот новые благоустроенные остановки общественного транспорта уже появились. В ближайшие месяцы на каждой из них будет даже Wi-Fi и розетки для зарядки гаджетов!
Но что мы все о пешеходах? За последние сутки здесь было обновлено почти 50 тысяч квадратных метров асфальта. Было много слухов: дескать, за счет расширения тротуара у машин "украдут" пару полос. Но все оказалось не так страшно: осталось по четыре полосы в каждую сторону. Их просто сузили до установленных европейских размеров. Асфальт укладывали, словно ковер: снимали старую дорожную одежду, а новую клали цельным куском, без спаек. По данным ГБУ "Автомобильные дороги", такая технология значительно продлит срок службы асфальта. Дорожники заверяют, что в течение трех лет не понадобится даже ямочного ремонта, а уж до капитального Тверская точно полвека простоит. Асфальт лежит абсолютно ровно, люки словно утоплены в него. Так что маневрировать между ними, чтобы перестроиться, больше не нужно. Во многих регионах такие работы потребовали бы перекрытия магистрали на пару месяцев. Но Тверскую закрывали лишь на один день в начале июля и еще на один - в минувшее воскресенье.
Полностью открыть Тверскую после реконструкции власти столицы обещали только к осени, но на самом деле новую-старую улицу горожане увидели уже в конце июля. В следующем году "Моя улица" придет и на следующий участок Тверской и 1-й Тверской-Ямской: от Пушкинской площади до Белорусского вокзала: победители конкурса проектировщиков уже определены.