Преподавательских вакансий немного - всего 1 процент. Эта цифра не меняется уже несколько лет.
По данным международного исследования TALIS, в мире каждый третий школьный учитель - моложе 40 лет. При этом в российских школах работает гораздо больше молодежи до 25 лет, чем, скажем, в Финляндии, Дании, Японии, Италии: у нас таких молодых педагогов почти 5 процентов, а среднее значение в других странах - не больше 2 процентов. Одна из причин - рост зарплаты и привлекательности учительского труда.
- Средняя зарплата учителей растет в среднем на 6-7 процентов в год и достигла 100 процентов по регионам, - рассказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
По данным минобрнауки, на сегодняшний день средняя зарплата российского учителя - почти 33 тысячи рублей. И будет расти дальше. На ее повышение в этом году регионы получили дополнительно 42 млрд рублей.
Конечно, заработки в разных регионах отличаются и разброс довольно большой - от 27 до 80 тысяч. Но не надо забывать, что еще шесть-семь лет назад все учителя получали не больше 11-12 тысяч рублей в месяц.
Несмотря на то что школы перешли на нормативно-подушевое финансирование, когда деньги идут за учеников, зарплаты в сельских, в том числе малокомплектных школах не уменьшатся. В таких школах работает почти 500 тысяч педагогов, и статус школы не влияет на объем финансирования.
Где-то вводятся поправочные коэффициенты, где-то школы получают напрямую субсидии. В Белгородской области и Пермском крае, например, учителям-предметникам выделяют транспорт, и они успевают вести уроки в нескольких сельских школах. Там, где вообще нет школы, но есть 3-4 ученика, открывают "учительские дома" - педагог здесь живет и работает. Такие дома есть в Нижегородской области.
Если раньше все учителя получали оклады по так называемой единой тарифной сетке, то сейчас есть возможность учитывать индивидуальные достижения учителя и его успехи.
- Зарплата складывается из нескольких составляющих: это оклад и компенсационные выплаты за работу в сложных условиях, например, климатических, поощрительные надбавки и выплаты, - рассказал "РГ" председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы Роман Дощинский. - Но надо понимать, что в отличие от компенсационных стимулирующие выплаты - премии и другие начисления - прерогатива работодателя, иными словами - школы.
К сожалению, не везде стимулирующие выплаты составляют весомую часть зарплаты. Например, в клинской гимназии N 15 это максимум 600 рублей в месяц при базовом окладе учителя начальных классов в 21-22 тысячи. Вся бухгалтерия в гимназии прозрачная, директор каждый месяц отчитывается, какая сумма пришла в школу из муниципалитета на премии и другие поощрения.
- Это, например, может быть 100 тысяч рублей на школу. У нас есть педагоги, которые получают всего 100-200 рублей премий. Конечно, вес стимулирующей части должен быть больше, - считает заместитель директора гимназии Елена Борзова.
Предметники в этой школе могут заработать 30-32 тысячи, если взяли полторы ставки. Больше других выигрывают преподаватели иностранных языков - у них всегда большая нагрузка и, соответственно, выше зарплаты. Выгодно стало вести платные группы продленного дня. Практически все деньги в этом случае получает учитель. А вот платная дошколка прибыли приносит гораздо меньше.
В Омской области зарплата учителей в среднем 30 730 рублей, что почти на полторы тысячи больше, чем по региону (29 269 рублей).
Чиновники заявляют, что доходы сельских и городских педагогов примерно одинаковы.
Сейчас школам требуются учителя начальных классов, математики, русского языка и литературы, иностранных языков. Кадровый дефицит составляет примерно 700 человек.
- Такую картину мы наблюдаем ежегодно. Однако к 1 сентября проблема решается благодаря тому, что в школы приходят молодые специалисты, - сообщил "РГ" пресс-секретарь регионального минобразования Илья Крылич. - Каждый из них получает разовые подъемные в размере 20 тысяч рублей. Директора школ в течение первых трех лет тоже могут поощрять начинающих учителей дополнительными выплатами.
На деле доходы молодых выглядят довольно скромно и не превышают 12-15 тысяч рублей в месяц даже в самых продвинутых городских гимназиях.
В Ульяновской области средняя зарплата учителя еще год назад превысила среднюю по региону. Сейчас она составляет 23,3 тысячи рублей (против 22,5 тысячи в целом по всем отраслям). В городских школах учителя со стажем получают чуть больше. Так, в гимназии N 44 средняя зарплата - 25,7 тысячи рублей. Молодым учителям руководство учебного заведения старается помочь рублем - выделить средства из премиального фонда школы.
Свободных вакансий в ульяновских школах сегодня 424. В самом большом дефиците - преподаватели русского языка, литературы, математики.
На сайте регионального департамента занятости суммы, которые школы готовы платить учителям, не очень радуют: заработок "стартует" от 7,5 тысячи рублей. Но есть и обещания заплатить до 30 тысяч рублей. В сельских школах та же картина: "старт" от 7,5-8,3 тысячи, верхняя граница, видимо, зависит от набранных часов.
- Пойду ли я в школу? Да, если у меня будет зарплата хотя бы 25 тысяч, - говорит студентка ульяновского педуниверситета Юлия.
А вот в Ростовской области самая большая проблема, как говорят чиновники, не зарплата, а дефицит кадров, особенно молодых.
- Очень нужны учителя начальных классов, физики, физкультуры. Да что вы хотите, у молодого специалиста зарплата 8250 рублей! Причем как после колледжа, так и после вуза. Конечно, мы изыскиваем возможности увеличить ее за счет классного руководства, внеурочной работы и другого. Но максимум, что может заработать молодая учительница, - это 15 тысяч рублей, - говорит Евгений Галдаев, директор школы N 112 Ростова-на-Дону.
Кстати, уже не раз новые учителя начальных классов оказывались... левшами. Да, такая индивидуальная особенность. Но как же левша будет учить писать класс "правшей"? Предложили переучиться педагогу, но она решила, что лучше поищет другую работу...
Кадровый дефицит помогают решить больше не выпускники вузов и колледжей, а приезжие. В том числе с Донбасса.
По официальным данным, в Курской области средняя зарплата учителя практически достигла уровня средней по региону - 19,2 тысячи рублей. Это в три раза выше, чем пять лет назад. Но директор одной из местных школ Иван Антоненко отметил, что судить о доходах педагогов "в среднем" не стоит. Зарплата учителя зависит от множества факторов.
- Есть ли у человека стаж, какая у него квалификация, каковы успехи его работы... - рассказал Иван Антоненко. - В нашей школе есть учителя, которые получают по 35 тысяч и более.
Начальник отдела кадровой политики комитета по образованию Курской области Марина Боева рассказала, что в нынешнем году в школах региона насчитывается более 160 вакансий. Но проблем с поиском педагогов нет. По словам чиновницы, молодые педагоги идут работать в школы очень охотно: в прошлом году трудоустроили свыше 440 человек.
Любопытно, что на сельские и городские школы в регионе уже не делят: педагоги подчеркивают, что условия везде одинаковые. Некоторые ездят из областного центра на работу в ближайшие районы. Для сельских педагогов предусмотрен ряд льгот: и "подъемные" в сумме шести окладов, и компенсации оплаты коммунальных услуг. Плюс 25 процентов от оклада в качестве надбавки - просто за то, что человек работает в селе.
- При этом городским жителям, которые ездят на работу в села, компенсируются затраты за дорогу, - отметила Марина Боева. - К окладу молодых педагогов первые три года прибавляют еще 30 процентов, а тем, кто пришел в школу с дипломом с отличием - 40 процентов. Так что в целом получается неплохая сумма.