Максим Станиславович, что же не так с безопасностью на станции "Мякинино", которую вдруг решили закрыть на неопределенный срок? В чем суть конфликта?
Максим Ликсутов: Ситуация вокруг станции "Мякинино" возникла не внезапно. Напомню, инвестором ее является АО "Крокус". Построена она на земельном участке, находящемся в собственности этого акционерного общества, которое и является ее собственником до того, как ее не передадут в эксплуатацию Московскому метрополитену. Открылась станция в 2009 году. В течение прошедшего с тех пор времени президент "Крокуса" господин Агаларов неоднократно лично брал на себя ответственность должным образом оформить все необходимые документы для передачи станции Московскому метрополитену.
Прошу ознакомиться с графиком, который прикладывался к подписанным им гарантийным письмам. Сначала предполагалось, что госэкспертиза на проектную документацию станции, заключение о соответствии ей построенного объекта, оформление имущественных прав на станцию будут выполнены в 2013 году, затем - не позднее июля 2014 года. Но до сих пор так ничего и не сделано.
Г-н Агаларов в интервью СМИ сейчас заявляет, все это - дело Московского метрополитена. Но дело в том, что метрополитен эту станцию не строил. И застройщиком, и инвестором было АО "Крокус". И его прямая обязанность просто довести дело до конца, оформив на станцию документы, предусмотренные строительным законодательством РФ. Их отсутствие и то, что "Мякинино" не стоит на балансе Московского метро, не позволяет городу выполнить федеральный закон о транспортной безопасности. Метрополитен сможет собрать комплект документов, разработать план транспортной безопасности и ходатайствовать о его согласовании, только если он является владельцем станции. Но "Крокус" от всех этих вопросов отстранился. Так вопрос из серии гарантийных писем перерос в проблему.
Но станция работала семь лет! Почему за это время стороны не смогли полюбовно договориться о совершенно очевидных вещах?
Максим Ликсутов: Речь идет о не полюбовной договоренности, а о соблюдении законодательства, о необходимости выполнения которого собственники "Крокуса" знают - есть документы, это подтверждающие. На наш взгляд, они отнеслись к этому халатно и не довели взятые на себя обязательства.
Пострадают от этой истории больше всего пассажиры. Вы считали, сколько потребуется дополнительно наземного транспорта, чтобы перевозить пассажиров, которые останутся без метро?
Максим Ликсутов: Перевозку 20-30 тысяч пассажиров, которые ежедневно пользуются станцией "Мякинино", мы можем без труда обеспечить. Если это потребуется. Но мы рассчитываем, что "Крокус" все-таки предпримет усилия и выполнит ранее взятые обязательства.
То есть можно надеяться, что до закрытия дело все-таки не дойдет?
Максим Ликсутов: Станция "Мякинино" Москве крайне нужна и важна. Но еще важнее безопасность пассажиров. И департамент транспорта столицы, и Московский метрополитен готовы сделать все для того, чтобы помочь "Крокусу" пройти необходимые процедуры и оформить все документы. Но надо понимать, что прежде всего инициатива должна исходить от людей, кому станция сегодня принадлежит. Надеемся, что "Крокус" в ближайшее время все-таки решит существующие проблемы и закрывать станцию не придется.
Еще один болезненный для Москвы вопрос: о закрытии с 15 августа 370 маршрутов частных компаний. Читатели "РГ" считают, что это ухудшило передвижение по городу. Мы получили немало писем на эту тему…
Максим Ликсутов: На самом деле, никакие маршруты не отменены. Исчезло лишь дублирование на ряде из них автобусов "Мосгортранса" и так называемых маршруток. Пассажирам потребуется время, чтобы привыкнуть к новой схеме движения городского наземного транспорта. Я думаю, что это произойдет достаточно быстро. Ведь в итоге этих изменений количество пассажирских мест в автобусах на треть увеличилось - за счет того, что вместо маленьких маршруток на линию вышли автобусы большей вместимости. Их водители больше не ждут, когда салон набьется до отказа, а работают строго по расписанию. Как они это делают, мы следим в режиме онлайн: вот они все - и частные перевозчики, и подвижной состав Мосгортранса, видны на моем планшете. Интервалы движения тоже не увеличились. За исключением разве что понедельника, 15 августа, когда из-за ливня, обрушившегося на Москву, было тяжело проехать по ряду столичных улиц, и пришлось менять пути следования, чтобы объехать затопленные участки.
Если где-то в каком-то районе почувствуется недостаток автобусов, мы сможем легко добавить их - такая возможность заложена по госконтракту на 10 процентов без проведения дополнительных конкурсных процедур. Изменения можем внести незамедлительно, в течение дня. Поэтому в режиме онлайн очень внимательно мониторим все вопросы, связанные с движением, соблюдением расписания, работой валидаторов, кондиционеров, наполняемостью автобусов. На линиях работает совершенно новый подвижной состав, который пришел даже в районы, где раньше ходили вообще только обычные маршрутки. Весь он работает по единым городским билетам. Москвичам, которые часто пользуются городским транспортом, это экономит до 30% расходов на проезд, а льготники ездят на всех направлениях бесплатно по своим социальным картам. Словом, реформа эта направлена прежде всего на то, чтобы шагнуть на качественно новый уровень пассажирских перевозок. Тот самый, который можно увидеть в цивилизованных городах всего мира. А маршрутки вы уже нигде не увидите - там это пережиток прошлого, которому и в Москве пришла пора остаться в прошлом.
Не утихают разговоры о возможном вводе платного въезда в Москве - то в пределы МКАД, то в центр. Скажите, есть все-таки такие планы у столичных властей?
Максим Ликсутов: Вообще, существуют разные способы регулирования трафика: и платный въезд, и ограничения для машин с четными и нечетными номерами, или запрет на постановку на учет автомобиля, если у хозяина нет места для парковки. Но все города, которые ввели подобные ограничительные меры, сначала прошли эволюционный путь от самых основ: пересмотр дорожного движения, внедрение интеллектуальной транспортной системы. Мы сейчас делаем то же самое: организация дорожного движения, создание комфортного пространства для пешеходов, выделенные полосы для наземного транспорта, платная парковка. У нас еще есть резервы, где мы можем, используя, уже привычные москвичам способы, улучшать дорожное движение, и пробки становятся меньше. В ближайшие годы мы не собираемся вводить платный въезд ни в границы МКАД, ни на Садовое кольцо, ни в центр города.
Один из самых больных вопросов для москвичей как раз об одном таком способе - платных парковках. Появятся ли новые "точки" в этом году и вырастут ли цены?
Максим Ликсутов: Точечное введение возможно, мы всегда об этом говорили. Перечня мест, где мы еще собираемся внедрить платную парковку, у меня пока нет. Лето - это не самый показательный период для анализа загруженности парковочных мест. Осенью мы внимательно посмотрим, как изменилась транспортная ситуация после того, как все москвичи вернутся из отпусков в город и закончатся ремонты в ходе реализации программы "Моя улица". Вот тогда и примем решение. Пока планируем, что это будут, как и в прошлом году, точечные участки в самых проблемных местах, например, около станций метро.
Будет ли дорожать действующая парковка?
Максим Ликсутов: Сейчас такие предложения не рассматриваются.