Верховный суд России объяснил, когда помеха справа не считается

Верховный суд России отменил штраф водителю, который на повороте не уступил дорогу машине, находившейся справа. Особенность ситуации в том, что другая машина была попутной, и оба столкнувшихся авто поворачивали в одну сторону.

Еще в автошколах каждого ученика заставляют заучивать правило: "не подставляй правый борт". У любого водителя это уже должно быть на уровне рефлекса: есть помеха справа, надо уступить. Однако, как показывает судебная практика Верховного суда страны, на дороге возникают ситуации, когда водитель вовсе не обязан смотреть вправо.

Весной прошлого года водитель И. из города Набережные Челны Республики Татарстан был оштрафован на 500 рублей за то, что на повороте не уступил дорогу автомобилю, движущемуся в попутном направлении. Оба авто поворачивали налево. Только водитель И. делал это из крайней левой полосы движения, а другое авто ехало по соседней полосе, то есть находилось справа. Из постановления Верховного суда не совсем понятно, кто в кого врезался, и как именно это произошло. Однако можно догадаться, что одна из машин пыталась на повороте опередить другую. А как именно произошла встреча бортов - уже детали. Главный вопрос: кто в этой ситуации должен был притормозить.

Нижестоящие инстанции решили, что виноват был тот, кто поворачивал из левой полосы. То есть водитель И. Но Верховный суд России с такой позицией не согласился. Как сказано в постановлении, согласно Правилам дорожного движения, в случаях, когда траектории транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Однако в данном случае машины следовали параллельным курсом. Их теоретические траектории не пересекались. Просто кто-то поспешил, и испортил все дело. Как решил Верховный суд, в данном случае положения о помехе справа к водителю И. неприменимы. Он действовал правильно, занял перед поворотом крайний ряд, и у поворачивавшей параллельно машины не было никакого преимущества в движении. Все решения нижестоящих инстанций были отменены, а дело закрыто.