Ожидается, что осенью российский проект будет представлен в Совете Федерации.
Одновременно есть инициативы по развитию женского предпринимательства и в общественной организации "Деловая Россия". Даже не столько женского, сколько семейного. Как пояснили "Российской газете" в комиссии по женскому предпринимательству организации, как правило, женщины создают именно семейный бизнес и участвуют в нем. Женщина вообще часто является драйвером в семье. Она мотивирует мужа зарабатывать больше денег, она выступает инициатором создания бизнеса, она "подтягивает" детей к общему делу и стремится им впоследствии его передать.
При этом чаще всего юридически семейная фирма или ИП оформляется на мужчину. И несмотря на то, что женщина в нем работает и тянет на себе большой груз ответственности по становлению и жизни предприятия, при разводе она, как правило, остается ни с чем. Юридически все переходит к мужу. Для того чтобы такие ситуации не повторялись и женщина имела равные права с мужчиной, общественная организация предлагает внести в законодательство изменения. В частности, ввести в правовое поле понятие "семейного бизнеса", которое сейчас отсутствует. А также предусмотреть помощь таким малым предприятиям.
В первую очередь - информационную. Многие из них хотели бы сейчас организовать свое дело, но не знают, с чего начать, как платить налоги. Курсов, где об этом рассказывали бы, явно не хватает, считают в "Деловой России". А они обязательно должны быть доступными для семей.
Во-вторых, финансовая помощь тоже важна. Например, многодетным семьям практически никогда не дают кредиты, тем более на бизнес-проекты. А раз так, значит, должны быть предусмотрены федеральные и региональные гранты на открытие своего дела или госпрограммы, в рамках которых банки перестанут семьям отказывать в займах.
В-третьих, нужны налоговые льготы для малого семейного бизнеса. По крайней мере на первых этапах.
И, в-четвертых, необходима менторская поддержка. Как пояснили "РГ" в комиссии, успешные женщины в отличие от мужчин часто готовы делиться своим опытом с начинающими бизнес-леди. И даже сопровождать их в ручном режиме на этапе становления дела. Другое дело, что пока в стране нет четкой системы такого взаимообмена опытом. А между тем правильный совет порой бывает нужнее, чем деньги.
В России доля малого и среднего бизнеса составляет 20 процентов, в то время как в развитых странах она переваливает за 50 процентов, а в Германии достигает 90, и нужно создавать условия, которые стимулировали бы развитие такой формы занятости в нашей стране.
Возвращаясь к форуму парламентариев БРИКС, можно добавить, что большое внимание там также было уделено вопросу участия женщин в защите окружающей среды и борьбе с последствиями изменения климата, участия женщин в самых современных технологичных областях. В декларации наша делегация выразила готовность укреплять сотрудничество во внедрении инновационных идей для развития стран.