Новости

Аншлаги "экскурсионный" появились сразу на нескольких десятках маршрутных такси Твери, курсирующих по городу под 223-м и восьмым номерами. Зачем это сделано и как отразилось на обслуживании пассажиров, выяснял корреспондент "РГ".
 Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ  Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ
Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ

На входе в эти автобусы граждан встречают кондукторы (крайне редкое для тверских маршруток явление) в оранжевых жилетах и с приколотыми к груди беджами "экскурсовод". Пожалуй, впервые за много лет после оплаты проезда пассажирам выдают билеты. Они стоят столько же, сколько проезд в обычных маршрутках, - 20 рублей.

Билет как билет: классический отрывной квиток, форма которого была утверждена еще в 70-х годах прошлого столетия, с шестизначным порядковым номером. Только вместо надписи "маршрутное такси" или "автобус" на нем значится: "экскурсия по городу Тверь. ООО ТА "Едем вместе". Еще одна специфическая деталь - расклеенный в салонах текст "договора на экскурсионное обслуживание".

Правда, в первые дни в экскурсионных маршрутках, кроме обилечивания, ничего и не происходило. Но затем некоторые пассажиры обратили внимание на звучащий в салоне аудиогид. Профессиональным голосом он рассказывает об улицах и площадях, по которым движется маршрутка. Правда, слишком тихо. Вот, например, как описала свою поездку жительница Твери по имени Марина:

- Я уловила какое-то бормотание в районе кабины. Чего говорят - не слышно. И это у меня еще слух хороший! Выходить мне надо было на Тверском проспекте. Специально двинулась к двери заранее - убедиться, послышалось или правда что-то рассказывают. Правда! Где-то около водителя из некоего устройства что-то сообщалось про проспект в каком-то там году. И ведь не придерешься - экскурсия!

К слову, в ответ на претензии, что "ничего не слышно", кондукторы просили пассажиров потерпеть: "Купим колонки". А вот ездить в таком автобусе могут далеко не все граждане. Людям, пользующимся единым социальным проездным, путь сюда заказан: еще на входе им сообщают, что обслуживанием льготников не занимаются.

Как выяснилось, это не тверское ноу-хау. По словам председателя СРО предпринимателей-перевозчиков Твери Николая Маслова, за опытом предприниматели ездили в Челябинск, где с недавних пор также появились маршрутки с надписями "театральные", "культурные" и даже "революционные". Только там пошли еще дальше: в салонах развешены программы экскурсий с краткими сведениями об улицах и людях, в честь которых они названы. А для самых придирчивых разработан аудиогид - его можно загрузить из Интернета на свой смартфон. В Твери пока обошлись "малой кровью": внешней атрибутикой и имитацией экскурсионного обслуживания. Впрочем, очевидно, что хозяева автобусов намерены развивать эту услугу.

Чтобы понять, в чем тут дело, необходимо вернуться на несколько лет назад, когда администрация Твери объявила о смене приоритетов в отрасли и намерении развивать муниципальный транспорт. По задумке чиновников, число частников должно было сократиться. В том числе потому, что на смену их старым и маленьким автобусам должны были прийти "большеформатные" муниципальные. Для реализации реформы объявили конкурсы на обслуживание маршрутов с весьма жесткими условиями. Комиссия учитывала опыт работы перевозчика, количество ДТП, задолженность по налогам, состояние и срок службы транспортных средств, наличие аппаратуры ГЛОНАСС, низкого пола и оборудования для перевозки инвалидов, кондиционера, бесплатного доступа в Интернет, приборов видеофиксации, голосового информатора, внутреннего и наружного информационных табло и многое другое.

Тем временем 15 июля этого года вступил в полную силу 220 Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в РФ". Надзорные органы получили право регулярно проверять соблюдение требований закона. В первую очередь, есть ли у водителя карта маршрута регулярных перевозок и соответствуют ли технические характеристики машин требованиям, прописанным в этой карте. Нарушителей из числа юридических лиц ждет штраф в 300 тысяч рублей при каждой проверке, водителей будут наказывать суммой в пять тысяч.

Что же получилось в итоге? После 18.00 практически все муниципальные трамваи, троллейбусы и автобусы идут в парк, как это происходило и прежде. Зато так называемые частные маршруты власти действительно сократили (под тем предлогом, что они дублируют муниципальные). Нормой теперь стали поездки с пересадками, что увеличило расходы пассажиров. А из некоторых микрорайонов Твери стало весьма проблематично выбраться не только в дневные, но и в утренние и вечерние часы.

Отношение к "экскурсоводам" в городе разное. Но в администрации их упрекают в нежелании работать легально

- К сегодняшнему дню в городе осталось 18 общих маршрутов и девять межмуниципальных. Все конкурсы проведены, договоры заключены, - сообщила корреспонденту "РГ" и. о. замглавы Твери Ирина Вуймина.

В то же время Николай Маслов заметил, что в связи с новыми правилами игры рынок должны покинуть не менее 400 маршрутных такси из тысячи имевшихся в городе - это серьезное сокращение. Разумеется, к уходу готовы не все проигравшие перевозчики - а это и крупные, имеющие 160 и более автобусов, и небольшие, парк которых насчитывает пару машин. И "экскурсионные" маршрутки запустили именно они. Не признавая поражения в конкурсе и не желая отказываться от перевозок, они воспользовались "челябинской схемой", превратив регулярные рейсы в заказные, для которых не требуется та же карта маршрута.

Отношение к "экскурсоводам" в городе очень разное. Большинству пассажиров все равно, ведь главное для них - быстро и без пересадок добраться до цели. А в администрации Твери таких предпринимателей упрекают в нежелании работать легально.

- Мы предлагали тем из них, у кого мало машин, объединиться в товарищества и заявиться на конкурс, но они этого не сделали, - отметила Ирина Вуймина.

- Есть законы рынка: проиграл - освободи место, - констатирует Николай Маслов. - Играть нужно по правилам. Да, уступать конкурентам - больно и неприятно, но это повод в следующий раз тщательнее готовиться к конкурсу.

Что делать с такими маршрутками, ответа пока нет. Но в целом объем таких перевозок в России, вероятно, будет нарастать, поскольку реформирование отрасли повсеместно проходит весьма неспокойно.