В России вошли в моду советские автомобили

Музей "Легенды СССР" расположен прямо на трассе М-4 "Дон" вблизи города Каменск-Шахтинский. Здесь собрано 3 тыс. экспонатов родом из Советского Союза.

Проезжающие по трассе притормаживают, чтобы рассмотреть памятник машинке-"инвалидке", установленный у входа. Кто-то останавливается и фотографирует авторедкость, самые любопытные заходят в музей и изумляются. Откуда в маленьком донском городке такая богатейшая коллекция?

Один из загадочных автомобилей - ЗиЛ-41052 "Бронекапсула" - защищенная версия ЗиЛ-41047. Всего было изготовлено 22 таких броневика. На этой совсем не дамской машине ездила Раиса Максимовна Горбачева. За технологиями его бронирования долго охотились иностранцы. В свое время это был один из самых защищенных автомобилей в мире. До перестройки американцы не могли разгадать этот секрет. А после развала СССР они купили старый ЗиЛ, разобрали его и поняли, в чем секрет.

Сначала конструкторы сварили бронекапсулу, а потом построили вокруг нее автомобиль. Серийно такие нестандартные конструкции выпускать невозможно.

- "Бронекапсула" находилась в Гараже особого назначения, что подтверждает справка, которую нам выдали в Кремле после приобретения автомобиля. Сейчас восстанавливаем ЗиЛ такой марки, которые делали для генералов, - рассказывает создатель музея известный предприниматель и байкер Владимир Бесчетный.

ЗиЛ-41045 - автомобиль представительского класса с кузовом типа лимузин. Его переделали из ЗиЛа-4104 после смерти Брежнева. Новый руководитель государства Юрий Андропов по сложившейся традиции должен был иметь новый автомобиль. Обновленный ЗиЛ-41045 выпускался всего 3 года - с 1983-го по 1985-й, до очередной смены Генерального секретаря ЦК КПСС. Кстати, эти авто, согласно инструкции по обеспечению секретности, пройдя 100 тыс. км, уничтожались. Этот экземпляр случайно сохранился в гараже одного из бывших членов ЦК.

Гордо летит черная "Чайка", ГАЗ-13. Впечатляет габаритами и изысканными линиями. Поначалу ее хотели назвать "Стрелой". Но победила птица. Говорят, на вопрос "Почему?" конструктор ответил: "Представьте себе Волгу. Кто над ней летит? Чайка. Так и у нас: "Волга", а над ней - "Чайка".

Всего в Горьком было изготовлено 3189 автомобилей этой модели. Первый выпущен в 1955 году.

За красавицей "Чайкой" примостился "черный ворон". Он возил совсем других людей - сотрудников НКВД и граждан, которых обычно забирали среди ночи.

- Один остов от него остался, в колхозе в сарае у деда стоял, брошенный, ржавый. Мы его с нуля воссоздали. А сейчас он на ходу, - поясняет Владимир.

Чтобы собрать 3 тыс. экспонатов, в том числе и 30 легенд отечественного автопрома, ему понадобилось 2 года. Их искали по всей стране. Под реставрационные работы приспособили цеха местного завода.

Дольше всего искали "инвалидку", прозванную в народе "моргуновкой" после выхода на экраны фильма "Операция "Ы". Автомобиль не очень удобный, но первый, который в СССР стали выдавать бесплатно. После двух лет эксплуатации он подлежал утилизации. После долгих поисков "инвалидку" нашли под боком - в одном из сел Ростовской области.

Бесчетный просит, чтобы его не называли ни антикваром, ни коллекционером:

- Большая часть из 30 автомобилей, представленных в экспозиции, полусгнившие, ржавые, стояли в гаражах. Некоторые, как, например, полуторку военных лет, вообще подняли со дна Ладожского озера. Приходилось собирать машины по частям. При реставрации использовали старые фотографии, чертежи, но при этом использовали современные краски, и я вам не ручаюсь, что этот винтик на автомобиле "Победа" - ее родной. Для меня непринципиально, что этот болт не был выпущен в 1936 году, от этого суть не меняется. А для антиквара очень важно, чтобы каждая деталь была именно того времени, каким датируется вещь. Тогда она раритет. И он тихо радуется своей коллекции, спрятанной в сейфе. А я хотел показать, какие красавцы-автомобили выпускал наш автопром, каких достижений добилась наша страна в радиотехнике, какие удивительные вещи придумывали изобретатели. У нас есть экспонат - ультразвуковая стиральная машина, выпущенная еще в 1956 году. Так что никакой я не коллекционер. Патриот скорее. Патриотизм - это любовь к родине. Вот я так свою любовь передаю. У каждого есть свои возможности передать свои чувства. У меня появилась финансовая, и я открыл музей.

Техникой Владимир стал увлекаться с тех пор, как сел на трехколесный велосипед. Родители не имели возможности покупать подрастающему сыну новые модели, потому он стал усовершенствовать их самостоятельно. Трехколесный переделал в двухколесный, потом раздобыл велосипед "Школьник" и приделал к нему моторчик. Когда женился, вместе с женой решали, на что потратить деньги, подаренные на свадьбу, - и купили мотоцикл с коляской. А сейчас у Владимира машины представительского класса, на которых передвигались исключительно члены ЦК.

- К современному автопрому как относитесь?

- Сейчас у нас нет собственного автопрома, сплошная копия зарубежных моделей. Автопром 30-, 60-, 70-х - это не тот автопром, который был в 80-90-х. Все уже было разворовано, растянуто. Автомобили, представленные в экспозиции, продавали за границу, секрет бронекапсулы как долго не могли разгадать. А сейчас все китайское!

- Как собирались предметы советского быта? В музее - сотни телевизоров и магнитофонов, фотоаппараты, проигрыватели грампластинок, предметы обихода и кухни, самовары, часы...

- Многие отдают в музей свои коллекции бесплатно. Хотя некоторые вещи, например напольные часы с боем, по нынешним временам прилично стоят. Предметы быта, как и автомобили, практически все - в рабочем состоянии. Из часов вылетает кукушка, по телевизору КВН (его, прежде чем включить, надо залить водой) можно посмотреть документальную хронику советских времен. Патефон, который заводится вручную, тоже.

В подтверждение своих слов Владимир покрутил ручку, поставил пластинку, и по музею грянуло "По диким степям Забайкалья".

Кстати

Первым полностью отечественным автомобилем главы государства стал бронированный ЗиС-115 - работы над ним начались в 1942 году и закончились к 1945-му. Именно он стал основной машиной Сталина.

При Хрущеве броневики отошли в прошлое: он любил появляться на публике в фаэтонах ЗиС-110Б. Стремление догнать и перегнать Америку привело к появлению в 1959 году советского лимузина ЗиЛ-111. Заимствовав дизайн и конструкцию у американцев, Завод им. Лихачева при производстве главного автомобиля страны обходился без иностранных комплектующих.