Насколько может подорожать страховка ОСАГО для злостных нарушителей
В проекте поправок в закон об ОСАГО, предложенный минфином, этот пункт не вызывает никаких разногласий. С идеей согласны и страховщики, и МВД. А значит, Госдума нового созыва, скорее всего, утвердит его.
Надо сказать, что идея изначально принадлежит МВД. Как только появилось само ОСАГО, так буквально сразу появилась идея увеличить стоимость полиса для тех, кто часто нарушает правила. Однако только сейчас она дошла до реализации. То есть подготовлен законопроект. Да и над самими коэффициентами проведена работа. Итак, на сколько может подорожать полис для тех, кто несколько раз нарушил правила?
Страховщики уже представляли свои расчеты. Напомним, что для тех, кто совершил от 5 до 9 нарушений за год, стоимость полиса может увеличиться на 1,86. То есть почти в два раза. Для тех, кто нарушил правила в течение года от 10 до 14 раз, стоимость страховки надо будет умножить на 2,6. От 15 до 19 правонарушений - умножаем на 2,26. За 20-24 нарушения коэффициент будет равен 2,45. За 25-29 нарушений он составит 2,65. 30-34 нарушения - уже 2,85. А более 35 нарушений - 3,04.Согласитесь, что это довольно серьезный удар по кошельку. Волей-неволей начнешь следить за тем, чтобы лишний раз чего не нарушить.
Этот расчет был составлен по данным статистики ГИБДД и данным самих страховщиков об убытках, которые появились у страховой компании благодаря таким нарушителям. При этом страхователей, которые совершили за год менее 4 нарушений, по этим данным более 95 процентов. То есть они будут платить за страховку с коэффициентом 1. Для них цена полиса не изменится. Тех, кто совершил от 5 до 9 нарушений, - всего 4 процента от всех застрахованных по ОСАГО. Остальных вообще менее 1 процента.
Надо сказать, что, когда проводились эти расчеты, не учитывались нарушения правил, которые не влияют на аварийность. Например, были исключены нарушения правил парковки. Или, например, такое нарушение, как непристегнутый ремень безопасности.
Но это не окончательный вариант коэффициентов, а только расчеты страховщиков. После того, как закон будет принят, коэффициент будет утвержден соответствующим документом Центробанка. При этом не обязательно, что этот коэффициент будет основан именно на статистических данных. Возможно, что изначально он будет назначен экспертным путем. Например, 1,5 за 10 нарушений. А потом, уже исходя из наработанной практики, будет приниматься решение о возможных корректировках. В любом случае это решение будет принимать Центробанк.
Однако расчеты, основанные на статистических данных, кажутся более вероятными.
В Госавтоинспекции своих пожеланий по размеру нового коэффициента не высказывают. Там считают за благо, что он вообще может появиться. Однако с большой опаской к этому нововведению относятся защитники прав автомобилистов. Их главный аргумент заключается в том, что сейчас стать нарушителем, даже не желая этого, легко, а доказать свою невиновность - трудно. Также они ссылаются на то, что наказания за нарушение правил парковки применяются направо и налево. Но, еще раз повторимся, при расчете коэффициента страховщиками это нарушение в расчет не бралось.
Примечательно, что при анализе статистики выявилась зависимость между частотой совершаемых нарушений и частотой аварий для следующих случаев. А именно превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу и, как ни странно, заезд за стоп-линию.
Напомним также, что пока не собираются отменять территориальный коэффициент, на который умножается тариф обязательной автогражданки.
Недавно проект поправок минфина обсуждали страховщики вместе со своим куратором Центробанком. Из важных идей в поправках - отмена коэффициента на мощность двигателя, а также введение коэффициента за систематическое нарушение правил дорожного движения. Об отмене территориального коэффициента в проекте речи не было. Такой вариант даже не обсуждался.
Как сообщили "РГ" в Российском союзе автостраховщиков, региональная привязка делается не на основании номера региона, указанного на знаке, а на основании места регистрации автовладельца. Понятно, что человек, зарегистрированный в Москве, большее время передвигается по Москве и ее окрестностям.
Коэффициент территориальности учитывает количество ДТП в регионе, стоимость ремонта автомобилей и запчастей к ним. А они разнятся от места к месту.