28.08.2016 23:37
Поделиться

Технологии дополненной реальности будут использовать в школах

Через какие-то три-пять лет школьники смогут, сидя на уроке, путешествовать к египетским пирамидам, пещерам острова Пасхи, по морскому дну Большого барьерного рифа или прогуливаться по Дубаю и даже по Марсу.

В школах США и Японии виртуальные уроки уже идут полным ходом, а скоро новые образовательные технологии доберутся и до России.

Технологии дополненной и виртуальной реальности уже используются в некоторых школах. Пока это не заложено в обязательную программу образования, но кейсы уже есть. Примеры применения дополненной реальности в обучении - это добавление интерактива в обычные учебники. При наведении камеры телефона, планшета на картинку в учебнике ребенок может увидеть на экране устройства, например, вид средневекового замка в формате 3D, может рассмотреть его с разных сторон. Можно посмотреть видео химической реакции или даже провести виртуальный эксперимент, смешивая виртуальные химические элементы.

В высшем образовании в России технологии виртуальной реальности используются уже в течение нескольких лет, хотя их применение и носит единичный характер.

"Например, на факультете психологии МГУ несколько лет используют систему виртуальной реальности (VR) для развития когнитивных навыков студентов. Есть кейсы для изучения иностранных языков, - рассказал технический директор VR Concept Денис Захаркин. - В МЧС действует виртуальная система обучения первокурсников работе в чрезвычайных ситуациях".

Психологи считают, что применение интерактива дает хорошие результаты: ученики больше вовлекаются в обучение, материалы легче усваиваются. "Технологии виртуальной реальности можно использовать для любых предметов, будь то математика или обществознание", - уверен основатель психологического портала PosPsy Денис Зеликсон.

По словам экспертов, опасностей для здоровья ребенка от технологий виртуальной реальности не больше, чем от компьютера. "Если оборудование для VR проходит Ростест, значит, оно пригодно к использованию и физического вреда не причиняет. Каких-либо исследований на тему угрозы здоровью детей мы не встречали, - рассказал руководитель AR Production Александр Астров. - К тому же современные дети с самого раннего возраста уже сталкиваются с видеоиграми и к моменту их знакомства с виртуальной реальностью имеют определенный иммунитет к таким вещам".

Правда, шлемы виртуальной реальности оказывают достаточно серьезное воздействие на вестибулярный аппарат человека и его эмоциональное состояние. "Поэтому, когда новые способы обучения начнут полноценно внедрять в школах, необходимо будет обязательно установить временные рамки по проведению виртуального урока", - считает Денис Захаркин.

Пока российская образовательная система не спешит с внедрением виртуальной реальности в школах. "Основным сдерживающим фактором является отсутствие нормативно-правовой базы. В согласованных министерством образования методиках обязательное использование технологии в образовательном процессе отсутствует, - отметил руководитель направления виртуальной и дополненной реальности компании КРОК Александр Леус. - Поэтому некоторые продвинутые школы пока самостоятельно принимают решения о внедрении VR.

Но пока не будут приняты на законодательном уровне требования к оснащению учебных учреждений, использование виртуальной реальности будет локальным".

Есть вероятность, что к моменту, когда VR начнут внедрять в школах, может сложиться такая ситуация, что дети уже с виртуальной реальностью на ты, а учителя - незнакомы совсем. "Несмотря на усилия государства, учителя остаются не самой обеспеченной частью общества, - констатировал доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, доктор технических наук Леонид Делицын. - Нельзя исключить ситуацию, когда роли меняются - дети учат взрослых. Кстати, совсем недавно были подобные проекты, когда дети обучали взрослых использованию Интернета".

Еще одной сложностью реализации образовательных проектов с виртуальной реальностью является финансирование. "Американская система образования потратила миллиарды долларов на развитие своей VR-системы в школах, и сейчас у них доступно 25 виртуальных уроков, - отметил Денис Захаркин. - Для внедрения таких проектов требуются немалые вложения". Но можно будет реализовать их на основе государственно-частного партнерства, если производители оборудования и контента будут в этом заинтересованы.

Только закупка оборудования для одного образовательного проекта может обойтись в 300-400 тысяч рублей, на разработку специализированных программ придется потратить примерно столько же.