- Само место - знаково для Дмитрия Шостаковича, - говорит худрук проекта Игорь Тарасов. - Рядом Большой зал филармонии, которая носит его имя и где в годы блокады прозвучала его знаменитая 7-я симфония...
В трех шатрах на площади шли разные программы о музыке и жизни Дмитрия Дмитриевича. В одном - отрывки из фильмов, во втором музыканты исполняли вокальные циклы на сатиры Саши Черного, на басни Крылова, чрезвычайно редко исполняемые. И произведения его современников-"формалистов", скажем, "Газетные объявления для голоса и фортепиано" Мосолова. В третьем шатре спорили о "сумбуре" вместо музыки.
Апофеозом программы стал спектакль по воспоминаниям, письмам Шостаковича и премьера оперы "Антиформалистический раек". Оперу, написанную Шостаковичем в конце 40-х, впервые исполнили только в 1989-м. Удивительно живописная в музыкальном плане, она представляет собой злую сатиру на трех "главных музыковедов страны" - Сталина, Жданова и Шепилова. Режиссер Дмитрий Отяковский не стал искать трех басов - все главные партии изобретательно и с юмором исполнил один артист - вокалист театра "Зазеркалье" Александр Подмешальский.
Завершился "День русской музыки" гала-концертом, где прозвучали фрагменты из балета "Болт" и оперы "Нос", симфонии Шостаковича и фрагменты симфонии "Турксиб" его консерваторского учителя Максимилиана Штейнберга.