Для механизированных аттракционов предусмотрена сертификация, а для немеханизированных достаточно декларации о соответствии.
Эксперты утверждают, что реального надзора за эксплуатацией колес обозрения и американских горок в стране нет со второй половины 1990-х годов. Попытки выстроить систему контроля не увенчались успехом.
Закон о безопасности аттракционов не был принят, хотя несколько раз доходил до первого чтения. Закон о техническом регулировании хоть и приняли, но техрегламент для аттракционов до сих пор не создан.
Конечно, открыть парк развлечений самовольно не получится. Как минимум надо согласовать с собственником земли, чаще это муниципалитет. Кроме того, инспекция Гостехнадзора региона проводит осмотры аттракционов. Но если сертификат соответствия в обязательных документах не значился, то и требовать его проверяющие не могли.
А ведь именно эта бумага гарантирует безопасность посетителей аттракционов. С вступлением в силу новых правил, все встает на свои места. "Большое колесо обозрения с механизированным приводом, сталкивающиеся электромобили, качели с полным переворотом, поезда, железные дороги и многое другое", - приводит примеры президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Владимир Гнездилов. Все они подлежат сертификации.
Этот процесс предполагает, что аттракцион обследует эксперт и выдаст документ, подтверждающий его безопасность.
Для менее опасных аттракционов и требования не такие строгие. Если речь идет о горках, качелях и каруселях, которые нужно раскачивать руками, получать сертификат на эксплуатацию таких объектов не нужно. "Здесь действует другая форма подтверждения - изготовитель или проектировщик заявляет, что такой-то аттракцион соответствует требованиям безопасности, - говорит Гнездилов. - Если катающиеся на нем пострадают, то декларанта могут привлечь к уголовной ответственности".
Сегодня в России ежегодно происходит не менее 10 несчастных случаев из-за несоответствия оборудования аттракциона требованиям безопасности или из-за его неисправности. Кажется, не так много. Но это случаи, которые получили огласку, как, например, трагедия в столичном Лианозовском парке. Тогда при вращении карусели "Сюрприз" обрушилась крутящаяся платформа с людьми. Ранения различной тяжести получили 16 человек, один из них - перелом позвоночника. А самое громкое ЧП этого лета произошло в Геленджике: 15-летняя девушка на полном ходу выпала из кресла экстремального аттракциона "Адреналин". Врачи диагностировали множество переломов.
Легкие поломки и "завивания колес обозрения" никто не считает. Но они случаются. И не так редко. В мае на ВДНХ на аттракционе "Каравелла - корабль мечты" на высоте 10-12 метров заблокированными оказались 11 подростков. Их снимали спасатели МЧС. А в начале июля в парке Горького в Перми произошло ЧП на аттракционе "Седьмое небо". Произошел сбой в механизме, и кабинки, потеряв управление, сильно раскрутились и резко стали опускаться вниз и биться о деревья. Никто не пострадал.
А испуг? Так это пройдет - рассуждают владельцы аттракционов. Тем более, "страшные истории" новых посетителей не отпугивают, отмечают психологи, а лишь привлекают их в парки развлечений. Любители горок и каруселей воспринимают такую информацию как рекламу и не упускают возможности пощекотать себе нервы.