Почему россияне не смогли воспользоваться "правом на забвение"

Россияне не могут в полной мере пользоваться "правом на забвение". Закон, предоставляющий возможность скрыть в Интернете недостоверную или устаревшую информацию о себе, начал работать с начала года, но статистика показывает, что почти 70 процентов запросов были отклонены.

По закону, каждый может обратиться к поисковику и попросить удалить ссылки на его страницы из списка поиска. Информация останется, но найти ее уже сможет только тот, кто знает конкретный адрес. Закон не распространяется на внутренний поиск по соцсетям. Если же поисковик не идет навстречу, то можно обратиться в суд. Однако механизм этот оказался на практике малоэффективным.

"Высокая доля отказов связана с тем, что зачастую поисковик не может проверить, достоверна информация или нет, нарушает чьи-то права или какие-либо законы, - рассказал "РГ" директор Регионального общественного центра интернет-технологий Сергей Гребенников. - И если Google и Яндекс, а также другие поисковики не могут принять решение по удалению, они действуют в рамках закона и отказывают пользователю". Это подтвердили и представители Яндекса. По их данным, самый высокий процент положительных ответов по обращениям о погашенных судимостях - около 70 процентов. Люди представляют справку - этого достаточно, чтобы принять решение. В остальных случаях доля полных, реже частичных отказов составляет не менее 80 процентов, а по обращениям об удалении ссылок на недостоверную информацию превышает 90 процентов, рассказали в Яндекс.

Совсем иначе обстоят дела с оскорблениями и клеветой в ваш адрес. Удалить такое сообщение вы можете только через суд. "Необходимо подать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, которые подаются на основании Гражданского кодекса РФ", - пояснил руководитель отраслевого отделения "Деловой России" Сергей Варламов.

И вообще, с "правом на забвение" судебный механизм может оказаться более эффективным, считают эксперты. "Необходимо, чтобы суд или прокуратура, а не поисковик решали, какую информацию можно скрывать из поискового поиска, а какую нет, - уверен руководитель информационного аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. - Должна быть выработана логика удаления ссылок". Кроме того, при решении вопроса о неактуальности информации нужно принимать во внимание критерий ее общественной значимости. Но в законе этого нет, отметила региональный представитель Яндекс Александра Репьёва.

На 80-90 процентов просьб удалить информацию о себе в Сети россияне получают отказ от поисковиков

По мнению Сергея Гребенникова, закон стоит доработать и в части ответственности поисковых систем: "Можно ввести административную ответственность поисковика и его сотрудников за факт неправомерного отказа пользователю. Также для исполнения закона стоит привлечь контрольные органы, такие как Роскомнадзор и прокуратура РФ". Как видим, закону действительно требуются серьезные доработки.