Полина Дашкова, писатель
Я слабо верю, что административные меры как-то раскачают нерадивых отцов, и они станут платить алименты. "РГ" пишет: суды начали отправлять таких папаш на обязательные работы. Лишь бы подобные методы не стали похожими на те, что применяет ювенальная юстиция: бывает, опека отнимает детей у совершенно нормальных мам-одиночек, потому что беспорядок в доме, при этом дети бомжей так и живут в антисанитарных условиях, потому что исполнители боятся зайти в их жилища.
Казалось бы, труд может облагородить человека. Но я думаю, если папа не хочет платить, он найдет много способов выкрутиться. В этой ситуации, наверное, самой женщине сразу надо быть разборчивее. Если человек бросает своего ребенка и еще не считает нужным его содержать, вряд ли на него можно как-то психологически повлиять. Конечно, можно на него надавить юридически, выгнать на работу, но это может привести к еще большему ужесточению отношений с мамой, агрессии по отношению к детям. А сколько бедствуют мам-одиночек, когда брак вообще не заключается! Ведь доказывать отцовство-сложная и дорогая процедура, и многие женщины на нее просто не идут. С другой же стороны, и среди мамаш тоже есть любительницы вымогать деньги, и это оборотная сторона медали.
На мой взгляд, нет каких-то эффективных способов, как заставить отца помогать ребенку материально. Или же они кроются в воспитании. У нас существует давняя традиция: когда рождалась девочка, то няньке давали три рубля, когда мальчик - пять. Мальчика, в основном, холят и лелеют, а не прививают с детства мысль, что ему нужно самому проявлять о ком-то заботу. Как у Корнея Чуковского в книге "От двух до пяти": "- Мне сам папа сказал./- Мне сама мама сказала../- А папа самее мамы". Папа "самее" мамы, мальчик важнее девочки - возможно, здесь и кроется причина некой мужской вседозволенности в дальнейшей жизни. Менять отношение к женщине надо тактично, начиная с воспитания в мальчике ответственности, уважения к маме и слабому полу с малых лет.