В день открытия ульяновской ОЭЗ была введена в строй первая очередь завода "Промтех-Ульяновск" - предприятия, на котором будут серийно производить бортовые кабельные и трубопроводные сети для самолетов, вертолетов, космических аппаратов. Холдинг, куда входит завод, уже работает на предприятия российского авиапрома, выпускающие самолеты МС-21 и Ил-76. Компания станет одним из "якорей", которые руководство ОЭЗ хочет собрать у себя на территории. На начальном этапе развития выбор резидентов ульяновской экономической зоны был ограничен авиапромом и логистикой, затем эти рамки сняли.
- Эффективность работы будет зависеть от того, как мы сможем встроить недостающие звенья в технологические цепочки внутри кластеров. Наша задача - сформировать максимальный объем добавленной стоимости на территории региона, - говорит руководитель ОЭЗ "Ульяновск" Денис Барышников. - Мы не хотим развивать моноотрасли. Акцент будет сделан на привлечении технологических платформ: они более жизнеспособны, чем вертикальная цепочка бизнесов, встроенных в производство одного продукта - самолета, автомобиля или чего-то еще.
Так как зона находится около международного аэропорта Ульяновск-Восточный, это логично притягивает сюда резидентов, связанных с авиапромом.
- Шесть резидентов зоны уже подписали соглашения, еще шесть - в стадии подписания. Мы договорились с нашими партнерами из Объединенной авиастроительной корпорации о том, что в рамках особой экономической зоны будет расположен центр кастомизации самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet 100. Это важнейший якорь, который повлечет за собой создание новых предприятий, полноценного авиационного кластера в Ульяновской области, - отметил полпред президента в ПФО Михаил Бабич.
Первая очередь ульяновской ОЭЗ занимает 120 гектаров. В инфраструктуру этой территории вложено более трех миллиардов рублей - здесь построили свыше 65 километров автодорог, собственную рулежку категории F (способна принимать все типы воздушных судов, в том числе экспериментальные модели), а также обустроили свободную таможенную зону (третью по счету в регионе). В конце года в ОЭЗ приступят к строительству ангарного комплекса для авиационных видов деятельности. А во втором квартале 2017-го будет сдан в эксплуатацию индустриальный парк, где смогут разместиться около 20 резидентов из малого и среднего бизнеса. Вторая очередь ОЭЗ займет более 200 гектаров.
Общий объем инвестиций шести уже действующих резидентов зоны (в основном, это предприятия, связанные с авиапромом и техническим обслуживанием самолетов) составит 11 миллиардов рублей. В числе компаний, которые станут резидентами в ближайшее время, - предприятие по производству мебели и предметов интерьера с шоурумом, логистический центр по складскому хранению и обработке палетизированных грузов, производство комплектов бортового аварийного кислородного оборудования и завод светодиодных изделий.
ОЭЗ планирует сотрудничать с ульяновским Центром трансфера технологий, где рождаются интересные высокотехнологичные стартапы и прорывные технологии. При этом, чтобы достойно конкурировать с другими федеральными особыми экономическими зонами, которые предлагают схожий пакет преференций, ульяновцы намерены сделать акцент на обеспечении комфортных условий для сотрудников компаний-резидентов. Рядом с зоной хотят построить городок инвесторов с недорогим жильем и всей необходимой инфраструктурой. Ульяновцам придется хорошо постараться: соглашение по передаче управления ОЭЗ на уровень региона предусматривает достижение определенных финансовых показателей. В их числе - объем вложенных инвестиций, количество рабочих мест, а также зарплата - как минимум выше средней по региону.