Это он - Эдвард
Документальная "Украина в огне", еще не добравшись до проката, спровоцировала непрекращающуюся истерику у майданных скакунов, уже закончены съемки байопика о Владимире Путине, а сегодня на большие экраны в России (за день до американской премьеры) выходит художественная картина об Эдварде Сноудене.
Удивительная история сотрудника ЦРУ и АНБ, который пошел на невероятный риск, раскрыв информацию о тотальной слежке американского правительства за населением планеты, уже была подробно рассказана журналисткой Лорой Пойтрас. Ее документалка Citizenfour основана на уникальном материале, отснятом во время встреч со Сноуденом еще до его добровольного отказа от анонимности.
Однако вряд ли можно сомневаться в том, что биография этого смелого и крайне обаятельного скромняги, в одиночку выступившего против могущественных спецслужб, контролирующих весь мир, достойна художественной интерпретации. И отрадно то, что за нее взялся такой человек, как Стоун - с одной стороны, обладатель таланта, который никто не решится поставить под сомнение, с другой - человек небезразличный, уже неоднократно подтвердивший свою репутацию искреннего правдоискателя и бескомпромиссного правдоруба.
Автор "Сноудена" сразу оговаривается: фильм основан на реальных событиях, но содержит незначительные элементы вымысла. Это - как раз то, чего недоставало честной, но пресной ленте Клинта Иствуда "Чудо на Гудзоне". Разбавленный несколькими развлекательными деталями сюжет действительно не успевает наскучить, при этом не скатываясь в пошлую мелодраму или шаблонный шпионский триллер. Стоун как рассказчик принял, пожалуй, самое правильное решение, сосредоточившись на личности Сноудена и его пути от консервативно настроенного солдата (буквально) своего государства через забавно типичное для наивных американцев разочарование в Обаме к планетарному бунтарству и славе Прометея наших дней.
Как и сам Сноуден, не видевший перед собой моральной дилеммы после того, как осознал всю кошмарность системы, которую он обслуживал, Стоун не признает никакой "обратной стороны" его поступка, категорически отказывая в состоятельности мнению, что тот-де "предал свою страну". Может ли государство апеллировать к ценностям, которые само же методично попирает в космических масштабах, прикрываясь обычным враньем? Единственно возможный ответ на этот вопрос ведет к пониманию, что именно Сноуден и Стоун, автор жесткой "Нерассказанной истории США", очень болезненно принятой американцами, и есть настоящие патриоты.
То, что система погрязла во лжи и находится в состоянии активного разложения, в картине демонстрируется не только Сноуденом и его разоблачениями, но и коллегами по спецслужбам. Особенно - и неожиданно - хорош здесь Николас Кейдж в роли обиженно декадентствующего ветерана ЦРУ, который ехидно злорадствует перед телевизором, глядя, как его бывший соратник публично шельмует экс-работодателей. Каст вообще выше всяких похвал - от Джозефа Гордона-Левитта, при полном отсутствии внешнего сходства блестяще воплотившего образ героя (так, что даже когда сам Эдвард в финале внезапно сменяет на экране актера, большого диссонанса не возникает), до Мелиссы Лео, сыгравшей ту самую Лору Пойтрас.
Помимо того, что "Сноуден", как и положено картине Оливера Стоуна, - байопик хороший и крепкий, это еще и очень нужный фильм. Отчаянный поступок спецагента прогремел на весь мир, навел шороху в ЦРУ и АНБ, а затем стал предсказуемо уходить из повестки дня. Современному обывателю никакие прометеи не нужны, а слежка - штука хоть и неприятная, но еще недостаточная для того, чтобы отказываться от пресловутого комфорта с возможностью гоняться за несуществующими японскими монстрами. Поэтому Стоуну нужно сказать спасибо уже за напоминание о том, что совсем не стоит забывать.