19.09.2016 00:55
    Поделиться

    МЭР предложил отказаться от программы утилизации автомобилей

    Государственная программа по утилизации отечественных автомобилей, когда владелец в обмен на свою старую легковушку получает 50 тысяч рублей, может быть свернута. С такой инициативой выступило минэкономразвития.

    Там же предложили прекратить государственное субсидирование системы trade-in, в рамках которой автовладелец может сдать в автосалон свою старую машину и получить скидку на новую. Перечисляя средства из бюджета напрямую салонам, государство стимулирует рост продаж отечественных машин.

    Несмотря на то что окончательное решение о прекращении этих денежных потоков правительство примет только к концу осени 2016 года, эксперты советуют гражданам, решившим сменить старый автомобиль, поторопиться. "Машины дешеветь не будут, а скидки по госпрограмме существенные - экономия при покупке новых авто в обмен на старые составляет от 40 до 350 тысяч рублей в зависимости от марки и типа старого авто (легковой, внедорожник, спецтехника)", - говорит исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.

    "Программа утилизации себя исчерпала", такова позиция минэкономразвития. В министерстве прогнозируют в следующем году рост реальных доходов населения и предлагают с поддержкой потребительского спроса в отрасли заканчивать, переключившись на другие виды помощи. "Например, поддерживать автопроизводителей в разработке новых моделей, в том числе нового поколения автотехники, стимулировать сокращение издержек и содействовать продвижению продукции отечественных автозаводов на экспорт", - рассказали "РГ" в минэкономразвития.

    Вопрос о дальнейших путях поддержки автопрома на 2016-2017 годы обсуждается в контексте дефицита бюджета и повышения эффективности бюджетных расходов. Правительство поручило минэкономразвития и минпромторгу найти согласованное решение.

    Программа утилизации себя исчерпала, надо искать другие виды помощи покупателям и производителям, говорят в минэкономразвития

    В минпромторге также заявляют о "перенастройке" механизмов поддержки отрасли. Министр Денис Мантуров сообщил, что ведомство готовит "индивидуальные, сильно персонифицированные предложения" для различных групп потребителей и каждого производства. Например, в отличие от падающего рынка легкового транспорта и вялый спрос (несмотря на программу утилизации, продажи в сентябре 2016 года снизились на 18 процентов по отношению к 2015 году) "самочувствие" грузовиков и городских автобусов более здоровое.

    Тем не менее Сергей Удалов уверен, что отмена льгот для граждан при покупке бюджетных легковых автомобилей - мера несвоевременная. Он считает, что она ударит по этому рынку еще сильнее: производство существенно сократится, а за ним и рабочие места. При этом выигрыша никакого, тратиться придется на социальные выплаты.

    В этом году по программе trade-in продано свыше 260 тысяч новых машин. У АвтоВАЗа доля продаж достигает почти 50 процентов. "Понятно, что власти ищут пути экономии бюджета, но все же если покупатель, приобретая новый автомобиль за 350 тысяч рублей, сам вносит 250 тысяч рублей, а остальные за него доплачивает государство, это более эффективный способ поддержки, чем прямые субсидии автоконцернам", - говорит Удалов.

    По словам эксперта, отложенный потребительский спрос на легковые автомобили крайне невелик, чтобы запустить рынок даже в случае роста экономики, на что в 2017 году рассчитывает минэкономразвития. Тем более цены на новые автомобили по сравнению с началом кризиса 2014 года выросли на 38-40 процентов, и покупать новые машины люди не будут как минимум еще два года, дает свой прогноз знаток рынка.

    Некоторые автосалоны, конечно, могут запустить собственную программу trade-in, без поддержки государства. Но скидки при покупке новых авто будут уж точно не такими существенными, как сейчас.

    Мнение

    Как сохранить программу утилизации и trade-in

    Отменить скидки автовладельцам можно и частично, говорит Сергей Удалов. Например, уменьшив перечень марок автомобилей, на которые распространяется льготная госпрограмма, и, соответственно, максимальную скидку, которую компенсирует за граждан бюджет.

    "Перспективным направлением при изменении системы может стать глубина локализации иностранных сборочных производств в Россию, на 60-80 процентов использующих отечественные компоненты", - поясняет Удалов. Но это возможно только при долгосрочном продлении программы на 2-5 лет. Господдержка экспорта при сбыте наших автомобилей на стабильных и растущих рынках Европы, на Ближнем Востоке, в Иране, Вьетнаме также важна. Но для организации масштабного экспортного продвижения понадобится не менее полугода-года, заключает эксперт.

    Поделиться