Новости

22.09.2016 19:37
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Опера под крылом самолета

Ольга Ростропович открыла в Сочи первый международный оперный фестиваль
Новый оперный фестиваль буквально спустился в Сочи с неба.
Ольга Ростропович была потрясена, увидев, как во время посадки артистов на самолет "Галина Вишневская" рядом приземлился самолет "Мстислав Ростропович". Фото: Александр Гайдук Ольга Ростропович была потрясена, увидев, как во время посадки артистов на самолет "Галина Вишневская" рядом приземлился самолет "Мстислав Ростропович". Фото: Александр Гайдук
Ольга Ростропович была потрясена, увидев, как во время посадки артистов на самолет "Галина Вишневская" рядом приземлился самолет "Мстислав Ростропович". Фото: Александр Гайдук

Солисты и оркестр Центра оперного пения Галины Вишневской во главе с Ольгой Ростропович прилетели в черноморский город на именном самолете "Галина Вишневская". И прямо с борта "Боинга" появились в костюмах оперных персонажей, устроив в зале прилета энергичный флэшмоб на музыку "Кармен". Мгновенно сгруппировавшиеся в плотное кольцо встречающие и пассажиры устроили бурную овацию артистам. Так стартовал Первый Международный оперный фестиваль имени Галины Вишневской в Сочи, который продлится здесь до 25 сентября. Гала-концерт открытия фестиваля состоялся в Зимнем театре с участием солистов Центра оперного пения и европейских театров. О том, что ждет в эти дни публику российского спортлэнда, читателям "Российской газеты" рассказала худрук и основатель нового оперного фестиваля Ольга Ростропович:

Но прежде, как говорят, еще на борту самолета случилось нечто необыкновенное. Что именно?

Ольга Ростропович: У нас шла посадка на самолет "Галина Вишневская". И вдруг все увидели, как рядом плавно приземляется большой самолет. Это невероятно, но посадку рядом с нами совершил самолет с именем "Мстислав Ростропович"! Нарочно такое не придумаешь. Я словно увидела своими глазами, как папа спустился с неба и встал около мамы. И они стояли так рядом, эти две серебряные птицы: "Ростропович" и "Вишневская". А я чувствовала, что так они благословляют меня на новое дело. И теперь я уверена, что все получится. А на борту мы решили отметить праздник рождения нового фестиваля в наших семейных традициях. Мои родители даже в собственные дни рождения любили не только получать, но и дарить подарки. Поэтому всех пассажиров, летевших самолетом "Галина Вишневская", мы пригласили на наш фестиваль. Каждый, кто придет к нам с посадочным талоном этого рейса, получит билет на два лица.

Красиво. Между тем, Сочи - город, не имеющий никаких оперных традиций. Вы начинаете фестиваль здесь фактически с нуля. Есть риск?

Ольга Ростропович: Конечно, есть. Но я считаю, что нет смысла организовывать еще один фестиваль в Москве или в Петербурге, где и так перенасыщенная событиями музыкальная жизнь. А в Сочи нет оперной истории. Это будет вообще первый оперный фестиваль на черноморском побережье. Надеюсь, это нужное дело. В Сочи до сих пор нет ни оперного театра, ни консерватории, ни своего филармонического оркестра. Зато здесь создана замечательная инфраструктура для реализации любого проекта. Нужен только толчок. Ведь не так давно Сочи не был и городом олимпийского спорта. Но захотели это сделать, и сделали. Да еще как! Весь мир об этом говорит.

Это будет первый оперный фестиваль на черноморском побережье. В Сочи до сих пор нет ни оперного театра, ни своего филармонического оркестра

Каким вы спланировали этот оперный фестиваль?

Ольга Ростропович: Не скрою, нам было не просто: мы начинаем с нуля, а финансирования нет никакого. Все делаем пока собственными силами. Но ресурсы в городе для такого фестиваля огромные: и природный фактор, и открытые площадки, где можно творить просто чудеса. Конечно, хотелось бы, чтобы в течение недели мы могли показывать 3-4 спектакля: в том числе, крупную постановку приглашенного зарубежного театра и спектакль, поставленный на молодых исполнителей. Планировались и творческие встречи с певцами, мастер-классы. Сейчас с нами приехал в Сочи замечательный итальянский дирижер Марко Боэми: в его репертуаре 112 опер, которые он знает наизусть и дирижирует в разных театрах. Он дал нашим солистам Центра оперного пения большой мастер-класс по итальянскому репертуару. И они уже запели по другому. Все это очень нужно - особенно сейчас, когда мы все меньше и меньше слышим живые голоса. Все поют под фонограмму, с микрофоном. А мы даже в зале аэропорта пели настоящими "живыми" голосами.

Программа первого фестиваля в Сочи сгруппирована вокруг спектаклей и солистов Центра оперного пения. Но фестивалю удалось придать и международный формат. Участвуют дирижеры Марко Боэми (Италия) и Даниэль Монтане (Испания), солисты европейских театров - итальянцы Анджело Фьоре и Даниэла Капьелло, Юлия Герцева. В чем состоял ваш выбор?

Ольга Ростропович: Отмечая в этом году 90-летие Галины Вишневской и посвящая ей фестиваль, мне показалось правильным, чтобы в афише были те оперы и спектакли, которые она особенно любила. Так мы привезли в Сочи одну русскую оперу - "Иоланту" Чайковского, и одну западную оперу - "Риголетто" Верди в постановках нашего Центра. Причем мы решили, что "Риголетто" покажем в Сочи с итальянскими солистами и дирижером. Обязательно будут титры - русский перевод, потому что людям, не привыкшим к оперному жанру, слушать два с половиной часа пение на итальянском языке все-таки сложно. Мы будем пробовать здесь все. Ну а на открытие мне показалось лучше всего устроить гала-концерт артистов - парад красивых оперных голосов с замечательной музыкой. На фестивале мы запланировали также провести Благотворительный концерт для города Сочи.

25 сентября, когда вы будете закрывать фестиваль, музыкальный мир будет отмечать 110-летие Дмитрия Шостаковича. Планируете ли вы провести какую-то акцию на фестивале? Шостакович был близким другом вашей семьи.

Ольга Ростропович: Не в рамках фестиваля, но эта дата не пройдет незамеченной. А 11 декабря, в день ухода мамы в Большом зале Консерватории прозвучит 14-я симфония Шостаковича, которую он посвятил Бенджамину Бриттену, но писал в расчете на мамин голос. Именно для нее Шостакович написал вокальную партию в симфонии. Для нее же он оркестровал и "Песни и пляски смерти" Мусоргского, услышав однажды, как она их пела под рояль. Он был настолько потрясен ее голосом, ее образом и тем, как все это было сделано, выстроено, что спустя некоторое время прислал по почте серый пакет, где была партитура "Песен и плясок смерти" Мусоргского с надписью "специально для Вас". Я очень надеюсь, что и новый Оперный фестиваль ее имени в Сочи будет иметь значение и продолжение в нашей культуре.

Культура Музыка Классика Филиалы РГ Кубань. Северный Кавказ ЮФО Краснодарский край
Добавьте RG.RU 
в избранные источники