Минфин и ЦБ рассказали, какие аспекты реформы ОСАГО являются ключевыми
При этом поправки обсудили эксперты страхового рынка, представители Центробанка и автомобильного сообщества.
Законопроект уже согласован с участниками рынка, размещен на сайте для общественной экспертизы и ждет момента внесения в Госдуму, теперь уже нового созыва.
Итак, что же нового поджидает автовладельцев? Как заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев, поправки в закон об ОСАГО были разбиты на две группы. Первая группа - те поправки, которые необходимо внести в ближайшее время. Вторая группа - поправки, отложенные на будущее. И про те, и про другие те, кто интересуется этой темой, уже слышали. Но начнем с поправок первой группы.
- Мы предлагаем в два раза увеличить лимит выплат по Европротоколу, то есть при оформлении мелких аварий без ГАИ, - сообщил Алексей Моисеев. - То есть с нынешних 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Однако директор по методологии страхования Российского союза автостраховщиков Евгений Васильев заявил, что этот вопрос требует проработки.
Если в Москве Европротокол не вызывает вопросов, то в регионах он становится одним из способов мошенничества. В среднем по стране им пользуется 29 процентов автовладельцев, попавших в аварии. А в Волгограде - 67,1 процента водителей. При этом аварийность в регионе выше средней по России. По словам начальника департамента страхового рынка Банка России Игоря Жука, действительно, есть регионы, где страховое мошенничество довольно распространено.
Однако нельзя сказать, что Европротокол приводит к росту мошенничества. Поэтому идею о расширении лимита выплат ЦБ поддерживает.
Расширение лимита в качестве положительной тенденции развития ОСАГО отметил и президент Ассоциации защиты прав страхователей Николай Тюрников. По его словам, сейчас, если у иномарки пострадал в ДТП только бампер, автовладелец опасается, что 50 тысяч рублей на его ремонт мало .
Вторая важная новация касается приоритета направления автомобиля на ремонт над денежной выплатой.
- Законопроект предусматривает введение "натурального" возмещения, то есть ремонта автомобиля, а не денежную компенсацию, - говорит Алексей Моисеев. - Очень важно, что в этой ситуации вводится ответственность страховщика за качество и время ремонта. А также право граждан на выбор технических станций.
Однако, по мнению Евгения Васильева, эта идея, в целом одобренная и поддержанная страховщиками, также требует детальной проработки и испытания в регионах. По данным РСА, повсеместное направление на ремонт автомобилей, да еще при условии, что износ в расчете стоимости учитываться не будет, может привести к резкому росту убыточности компаний. А как следствие - к росту тарифов на 36 процентов.
Однако, по мнению Игоря Жука, мониторинг рынка, который проводит Центробанк, не подтверждает таких опасений. Направление автомобилей на ремонт, как показывает практика КАСКО - хорошо зарекомендовавший себя способ урегулирования отношений водитель - страховщик.
В то же время Жук отметил, что не всякому страховщику будет такое право предоставлено. Если количество жалоб на компанию растет, если она не следит за тем, как автосервисы, с которыми у нее заключены договоры, исполняют ремонт, то она может лишиться этой привилегии. То есть будет расплачиваться с клиентом деньгами.
На вопрос, не пострадают ли от этого клиенты, ведь деньги будут выплачиваться уже с учетом износа, Игорь Жук ответил, что не видит в этом опасности. В интересах всех страховщиков работать со станциями техобслуживания. Отказ от этой привилегии дорого обойдется.
Обязательное направление на ремонт и возложение ответственности за его качество оценил и Николай Тюрников. По его словам, автовладельцу не нужно будет бегать между страховой компанией и сервисом, чтобы разобраться, по чьей вине он получил недоделанную машину. Все претензии к срокам и качеству могут быть адресованы страховщику.
В то же время редактор журнала "За рулем" Сергей Смирнов отметил, что необходимо, чтобы еще на стадии подписания договора ОСАГО был известен перечень сервисных станций, на которые страховщики будут потом направлять попавшую в ДТП машину. И нужно, чтобы этот перечень не менялся весь срок страхования. Это было бы очередным важным доводом для автовладельца приобрести полис в той или иной страховой компании. Ведь ему важно, чтобы автомобиль ремонтировали там, где специализируются на данной марке. А тем более это важно для тех, у кого автомобиль новый и на гарантии.
По словам Алексея Моисеева, вторая группа поправок, от которой пока отказались, чтобы ускорить процесс принятия этого документа, вовсе не забыта.
Напомним, что в нее входит. Отмена коэффициента мощности двигателя. Сейчас страховщики возражают, ссылаясь на то, что этот коэффициент предполагает как повышение стоимости полиса, так и снижение. Для автомобилей с двигателем до 50 л.с., например, он равен 0,6. Еще одно пока не принятое новшество - введение коэффициента за систематическое нарушение правил. Этот коэффициент к стоимости страховки давно и настойчиво пытается внедрить МВД. При этом, согласно статистике страховщиков, количество совершенных за год нарушений действительно влияет на выплаты. Если водитель совершил за год до пяти нарушений, кроме тех, которые не влияют на аварийность, его риски не возрастают. А далее риски увеличиваются в геометрической прогрессии. Страховщики посчитали, что за совершение 5-9 грубых нарушений в год стоимость страховки может вырасти на 86 процентов. Для злостных нарушителей - в три раза.