27.09.2016 15:00
    Поделиться

    "Налог на Google" с 2017 года будут платить все иностранные IT-компании

    Иностранные ИТ-компании обяжут платить НДС
    Со следующего года иностранные компании, оказывающие российским пользователям "услуги в электронной форме", будут обязаны уплачивать НДС. Такие требования содержатся в поправках к НК, больше известных как "налог на Google".

    - Налог будет исчисляться по расчетной ставке 15,25 процента, - прокомментировала "РГ" заместитель руководителя консультационного отдела аудиторской компании МКПЦ Наталья Макарова.

    По ее словам, услуги, которые станут объектом налогообложения, перечислены в поправках к НК РФ, внесенных Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 244-ФЗ. В этот список вошли предоставление доменных имен, хостинг, рекламные услуги в Интернете. "Также в перечне "оказание через глобальную сеть услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и других возможностей с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями", - пояснила Наталья Маркова. - Под эту формулировку, например, попадают известные сервисы бронирования гостиниц". Нововведения затронут продавцов электронных книг, музыки, фильмов и игр, а также поставщиков поисковых систем и удаленного системного администрирования, считает руководитель группы налогового консультирования в Taxology Russia Елена Корнетова.

    В законе указаны и услуги, которые в этот перечень не вошли. Например, новый налог не коснется интернет-магазинов, которые поставляют товары или оказывают услуги оффлайн. Также "налог на Google" не придется платить компаниям, которые продают программы или базы данных на материальных носителях.

    Как рассказала Наталья Маркова, налог будет уплачивать та организация, которая непосредственно оказывает услугу покупателю. Это может быть как сама иностранная компания, так и российские организации или ИП, которые действуют как посредники.

    Российские организации и ИП могут не уплачивать налог в качестве налогового агента, если иностранная организация оказывает услуги в электронной форме через свое представительство в РФ.

    - Замечу, что "налог на Google" связан с "местом осуществления деятельности покупателя": таковым должна быть признана территория РФ, - рассказала "РГ" Наталья Маркова. - Такое признание осуществляется с учетом места жительства покупателя, места нахождения банка, со счета в котором он оплачивает услуги, а также при этом анализируется сетевой адрес, код телефонного номера, который указывается при покупке. Все эти параметры должны указывать на то, что покупатель находится в России. В этом есть риски для налоговых агентов, связанные с неправильным определением места осуществления деятельности покупателя - физического лица.

    Кроме того, российские компании - налоговые агенты рискуют ошибочно квалифицировать оказанные услуги не как услуги в электронной форме, считает Наталья Маркова. Поэтому уже сейчас им нужно понять, касается ли их "налог на Google", тщательно проанализировать формулировки своих договоров, в частности предмет сделки и, если нужно, скорректировать их, чтобы не вызвать претензий налоговых органов.

    Институт развития Интернета (ИРИ) еще в начале года провел открытое голосование среди 179 профессионалов интернет-отрасли, среди которых представители компаний Mail.ru Group, "Яндекс", Rambler&Co, Google Russia, Abbyy, РАЭК, РОЦИТ, "Ростелеком", "ВымпелКом", "МегаФон", "Газпром-Медиа Холдинг" и др. Опрос экспертного сообщества ИРИ показал, что большинство экспертов (58 процентов) считает необходимым изменение правил налогообложения ИТ-компаний, связанных с НДС. Категорически против документа высказалось 30 процентов опрошенных.

    При этом некоторые разработчики ПО считают, что законопроект "О налоге на Google" может серьезно усложнить им жизнь. Так, Елена Корнетова в свое время поделилась с "РГ" опасениями, что если инициатива будет реализована, компании, работающие в указанных сферах, вероятнее всего, попытаются переложить налоговую нагрузку на конечного потребителя. "А поскольку электронные приложения зачастую покупают граждане, то в конечном счете именно рядовым россиянам придется платить в бюджет значительную долю налога через повышенную цену приложений, - пояснила она.

    Абсолютное большинство (79 процентов) экспертов ИРИ считает необходимым проработать дополнительные льготы для ИТ-компаний, в то время как 21 процент принявших участие в опросе не разделили эту точку зрения.

    Эксперты уверены, что более понятным и логичным с точки зрения обеспечения равенства налогоплательщиков был бы более простой шаг - отмена НДС с внутрироссийских продаж контента для российских компаний вместо введения его для зарубежных торговцев.

    Поделиться