27.09.2016 14:45
    Рубрика:
    Ретейлеры стали больше интересоваться облачными технологиями
    Цифровые решения помогают ретейлу вывести бизнес в сеть
    Большинство компаний, занимающихся торговлей, сегодня переживают техническую революцию. Идет активное оцифровывание операционной деятельности в ретейле, уверен вице-президент Фуджицу Уве Ноймейер. Интерес ретейлеров направлен на облачные SaaS-решения. Для крупных игроков рынка интерес к облачным технологиям связан с необходимостью усовершенствования инфраструктуры: им, как и любым другим крупным предприятиям, необходимо повысить надежность ИТ-систем, обеспечить масштабируемость решений и сократить затраты на поддержку инфраструктуры.

    По мнению экспертов отрасли, бум облаков в ретейле уже начался. "Заметная доля новых пользователей решений для автоматизации торговли выбирает именно облачные сервисы. Еще несколько лет назад такое сложно было представить", - рассказал генеральный директор облачного сервиса для управления торговлей "Мой Склад" Аскар Рахимбердиев.

    Государство фактически стимулирует развитие облачного сегмента, последовательно переводя бизнес на онлайн-отчетность. "Это ЕГАИС, учет изделий из меха, онлайн-кассы, а с 2017 года - и учет медикаментов,. -- пояснил Аскар Рахимбердиев.

    Такие государственные информационные системы являются, по сути, облачными, и при этом у предпринимателей нет выбора: если ты занимаешься торговлей, то обязан подключиться к одной или нескольким из этих систем, а также вывести в онлайн свои точки продаж. И тут появляются облачные решения для автоматизации торговли, которые дешевле и проще традиционного ПО и при этом поддерживают все новые требования государства", - уверен эксперт.

    Таким образом, компании, которые не успеют трансформироваться и адаптироваться к новой реальности, могут либо потерять значительную долю рынка, либо вообще перестать существовать, как когда-то печатные машинки и их производители после появления принтеров.

    Сейчас активно развиваются технологии, распознающие лицо посетителя при входе  в торговый центр

    "Сегодня не все компании ритейл-сегмента используют облачные сервисы, но те, кто уже начал пользоваться ими, серьезно экономят на ИТ, при этом внедряя больше инноваций, более умный маркетинг и более точное позиционирование продуктов под целевые сегменты, - рассказал вице-президент по технологическому консалтингу Oracle СНГ Павел Захаров. - И главное - они более успешно конкурируют на рынке уже сегодня, и это заметно покупателям. Согласитесь, если вам предлагают продукт на основании ваших предпочтений, планов или учитывают самые экзотические требования к доставке, сервису или качеству продукта лишь потому, что заранее проанализировали это еще до звонка к вам потребителю это понравится больше, чем если вам будут звонить каждую неделю разные менеджеры, предлагая уже имеющийся у вас продукт". В этом заключается разница между прошлым и будущим для клиентов".

    В решениях для управления торговлей есть два базовых направления - автоматизация работы так называемого фронт-офиса и бэк-офиса. "Фронт-офис - это рабочее место кассира, на котором происходит оформление продаж. Часто такие системы еще называют POS (Point of sale). Решения для бэк-офиса автоматизируют учет товара, работу с поставщиками, предоставляют аналитику, - рассказал Аскар Рахимбердиев. - От фронт-офисных систем требуется интеграция с торговым оборудованием: фискальными регистраторами, сканерами штрихкодов, весами. Без этого такую систему нельзя использовать для автоматизации более-менее заметного потока покупателей - будут скапливаться очереди". По словам эксперта, фронт-офис в идеале должен уметь работать и на ноутбуке, и на планшете, и даже на смартфоне. Больше всего это актуально для малого бизнеса, специально покупать новое устройство или компьютер под ИТ-решение никому не хочется.

    Поскольку мелкая розничная торговля очень часто арендует подвальные помещения или располагается на площадях с плохим Интернетом, важным для облачного решения является возможность работать в офлайне. "Как это ни парадоксально звучит, интернет-решение должно уметь работать без Интернета, причем несколько суток, и при появлении сети отправлять накопленные данные в облако, - подчеркнул эксперт сервиса "Мой Склад". - Эта особенность совершенно необходима для полноценного облачного решения для ретейла".

    Облачные бэк- и фронт-офис вместе должны работать так, чтобы все необходимые данные появлялись в системе в реальном времени. Это особенно необходимо тем предпринимателям, которые имеют несколько торговых точек и хотят вести централизованный учет. "Облачное решение, сочетающее фронт- и бэк-офисный функционал, позволяет моментально видеть, в каком именно магазине заканчивается товар, где неожиданно упала выручка, кто опоздал на работу и не вовремя открыл магазин", - добавил Аскар Рахимбердиев.

    Специфика облачных сервисов для ретейла заключается и в объеме информации, он в ретейле значительно больше, чем в других отраслях бизнеса. "И эту тонкость следует учитывать при проектировании архитектуры информационных систем. Большой поток данных влияет и на системы бизнес-аналитики, используемые совместно с облачными технологиями: ведь мало собрать информацию, ее следует еще и обработать, - заметил эксперт группы компаний "Пилот" Роман Зинченко. - Зачастую данные приходится куда-то перегружать. Следует проектировать системы так, чтобы потоки информации ретейлеров по максимуму проходили внутри хостинга, где размещается облачное оборудование". В противном случае внедрение технологии не будет жизнеспособным.

    По словам начальника отдела продуктизации аналитических решений компании "Техносерв" Георгия Шатирова, в ритейле применение технологии больших данных начинается с задачи по оценке эффективности размещения магазинов. Следующая по востребованности задача - это оценка клиентских баз и повышение их лояльности за счет более таргетированных предложений на основании профилирования и сегментирования клиентской базы. "В этих задачах происходит анализ в разрезе всей клиентской базы, после чего применяется фильтрация по размещению точек в зависимости от города или района, - пояснил эксперт. - На основе полученных выкладок применяются управленческие решения для повышения эффективности точек продаж, либо их закрытия, либо открытия новых".

    Кроме того, технологиями больших данных начали активно интересоваться владельцы крупных торговых центров. По словам Георгия Шатирова, для них знание о перемещениях посетителей по центру открывает широкие возможности для рассылки таргетированной рекламы и расположения рекламы в наиболее эффективных для восприятия местах. "Посредством разбора логов с wi-fi датчиков владельцы получают своевременную информацию и могут оперативно реагировать на изменяющуюся среду", - добавил эксперт "Техносерв".

    Кстати, сейчас активно развиваются технологии, распознающие лицо посетителя при входе в центр и автоматически восстанавливающие историю его покупок: информационная система в режиме реального времени предлагает посетителю персональные скидки и новые виды сервисов и услуг, предвосхищая его потребности еще на пороге магазина.