29.09.2016 16:58
    Поделиться

    Ярославские школы оценят на комфортность и доброжелательность

    В Ярославской области началась независимая оценка общеобразовательных организаций.
    Владимир Трефилов/РИА Новости

    Как пояснила директор департамента образования региона Ирина Лобода, необходимость проведения такой оценки предусмотрена федеральным Законом об образовании. В прошлом году аналогичную оценку прошли ярославские детские сады, в этом году она ожидает школы.

    Все учреждения оценят по нескольким критериям: насколько доступна и открыта информация о школе, доступно ли для учеников и родителей ее руководство. Насколько комфортные условия в школе созданы - начиная от ее материальной базы до возможности для ученика получить психологическую помощь. Насколько вежливы, доброжелательны и компетентны в своей сфере ее педагоги и так далее.

    Начальный этап независимой оценки - анонимное анкетирование родителей и учеников 9 - 11-х классов. По словам директора областного центра оценки и контроля качества образования Валентины Молодцовой, ожидается, что предложенные анкеты заполнят сто процентов старшеклассников и не менее 30 процентов родителей. Анкеты (отдельно для родителей и учеников) размещены на портале "Региональный Интернет-дневник" и для доступа к ним необходимо просто набрать логин и пароль, которые сегодня есть у родителей и учеников любой школы для входа на "свою" страницу дневника.

    Представители департамента образования заверили, что имена и фамилии в систему ни в коем случае не попадут и процесс будет строго анонимным - в общей базе данных независимой оценки отобразится лишь номер школы.

    По признанию Александра Сорокина, председателя общественного совета при департаменте образования, который и будет анализировать всю собранную информацию, во время прошлогодней оценки качества работы детсадов, некоторые заведующие, по сути, бойкотировали процесс и не информировали родителей об анкетировании, опасаясь, что те напишут плохие отзывы. Но благодаря СМИ удалось добиться того, что 35 процентов родителей свое мнение высказали.

    И очень не пожалели. Например, около 80 процентов респондентов, в частности Тутаевского и Ярославского районов, пожаловались на неудобный режим работы детсадов: многие жители этих территорий ездят на работу в Ярославль, при этом детские учреждения открывались в восемь часов утра, когда большинство родителей должны уже быть на рабочих местах. После обработки анкет режим работы некоторых детсадов был изменен.

    В департаменте образования пояснили, что оргвыводы и кадровые решения по итогам независимой оценки не самоцель. Главное - выявить узкие места, о которых не удается узнать в рамках ведомственных проверок - например, во время процедуры государственной аккредитации образовательных учреждений или в ходе аттестации педагогов. Независимая оценка - это взгляд не изнутри системы, а со стороны, то есть принципиально иной, что и ценно.

    - Результаты по дошкольным учреждениям были опубликованы, полученную картину мы обсудили с главами муниципальных районов, с заведующими учреждений, - рассказала Ирина Лобода. - Первичные управленческие решения приняты. По каждой зоне риска, в каждом муниципальном районе появились свои планы изменения ситуации, и теперь нам важно, чтобы эти планы не оказались формальными.

    Такой же алгоритм действий ожидает школы. Ориентировочно, исследование закончится до 30 ноября, две недели продлится обработка информации, а к середине декабря она должна поступить в общественный совет при департаменте образования. В результате каждая школа займет свое место в рейтинге: окажется в зеленой зоне (среди передовиков), желтой (средней, переходной) или красной - в случае если там "отдельные показатели западают".

    Однако, как говорилось выше, "махать шашкой" в случае выявления недостатков в департаменте не планируют, хотя определенные рекомендации муниципальным органам управления образованием, конечно, будут даны. По словам Ирины Лободы, в регионе на базе института развития образования уже несколько лет реализуется проект поддержки школ с невысокими результатами.

    - Мы будем транслировать опыт и лучшие практики успешных школ, а также применять существующие наработки для помощи этим учреждениям. Наша задача - поддержать и помочь, - уверена глава ведомства.

    Насколько успешной будет "работа над ошибками", покажет уже следующая независимая оценка: такие исследования в регионе будут проводиться раз в два года.

    Поделиться