Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (НГТУ) получил мегагрант правительства РФ (90 миллионов рублей на три года) на создание материалов для колесного вездехода, который сможет работать в условиях Крайнего Севера.
- Мы начали проект по созданию лаборатории композиционных и керамических материалов с применением в арктических транспортных средствах этим летом, - рассказывает директор научно-образовательного центра "Транспорт" Алла Кошурина. - Он продолжит и усилит уже ведущиеся работы по созданию материалов для колесного вездехода, приспособленного для работы в экстремально низких температурах.
Для такой машины сотрудники НГТУ разрабатывают и создают основные узлы и агрегаты, кроме двигателя.
- Это силовая рама, элементы трансмиссии, корпус, подвеска и другие системы, - продолжает Кошурина. - Все это должно быть адаптировано к условиям арктической эксплуатации. Новые материалы снизят массу машины примерно на треть без потерь в прочности и жесткости конструкции.
Актуальность предстоящих исследований подкрепляется еще одним проектом, в котором разрабатывается универсальное спасательное средство для нефтедобывающих платформ, расположенных на акватории арктического шельфа. Данная задача осложняется требованиями по пожарной безопасности: машина должна выдерживать восьмиминутный контакт с горящим пятном разлитой нефти.
Лаборатория начнет работу в следующем году. Ее возглавит профессор американского университета Тафтса Марк Качанов. Специалист с мировым именем, специализирующийся на разработке передовых материалов для арктических условий, уже знаком с коллективом НГТУ - летом он провел семинары для аспирантов и молодых ученых.
- В НГТУ сформирована научная школа вездеходных машин, имеющая богатый опыт внедрения разработок, а смелые новаторские решения вместе с накопленным опытом дают основания на успех предстоящих исследований, - отметил Марк Качанов.