В Омске рассказали о сильных сторонах выпускников спецшкол

В Омске стартовал Всероссийский конкурс "Лучший по профессии" среди учащихся старших классов спецшкол. В Прииртышье приехали более ста пятидесяти школьников с нарушениями в развитии интеллекта из 33 регионов страны.

Цель конкурса - привлечь внимание общественности к вопросам социализации воспитанников коррекционных школ и помочь им в выборе будущей профессии.

- Наши дети очень ответственны и исполнительны, - говорит заместитель директора Омского техникума строительства и лесного хозяйства Наталья Деткова. - Да, они не в состоянии освоить обычную школьную программу. Но они трудолюбивы и способны в совершенстве овладеть рабочим ремеслом. Из таких ребят получаются отличные швеи, овощеводы, каменщики, штукатуры, слесари, кондитеры, флористы.

Это как раз те профессии, которые сегодня востребованы на рынке труда. Но, несмотря на открытые вакансии, работодатели по-прежнему отказывают претендентам с диагнозом. Сказывается предубеждение. К тому же, квота на трудоустройство инвалидов на сотрудников с нарушением интеллекта не распространяется. Есть и другие крайности. Нередко предприниматели пользуются правовой беззащитностью работников и заставляют их трудиться за копейки или кусок хлеба. А то и вовсе оставляют без средств к существованию.

- Сегодня 70 процентов всех детей-инвалидов имеют различные нарушения интеллекта и количество новорожденных с такими патологиями растет, - говорит директор научно-образовательного центра "Социальная защита детей и молодежи" Московского педагогического государственного университета Борис Коростелев. - В последнее время в системе образования произошли кардинальные изменения. Мы тратим государственные деньги, воспитываем "особенных" ребятишек, учим их, даем им профессию. Но если они не найдут себе рабочее место, то окажутся за бортом жизни. Как показала практика, если они не начинают работать по профессии, то все полученные навыки теряются уже через год.

Примеры успешного сотрудничества учебных заведений и работодателей есть в каждом регионе. Но их можно пересчитать по пальцам.

- Нам повезло, что в нашем поселке работают два успешных фермера, - рассказывает методист Усть - Заостровского сельскохозяйственного техникума Марина Щитникова. - Девочки-овощеводы и мальчики - слесари по ремонту сельскохозяйственных машин сначала проходят на фермах практику по профессии, а потом устраиваются туда же на работу. Работодатели давно знают сильные стороны наших подопечных, поэтому даже не раздумывают. Более 70 процентов выпускников техникума находятся при деле.

- В сельскохозяйственных регионах за ребятами из спецучилищ действительно выстраиваются очереди, - говорит Борис Коростелев. - Сложнее всего устроиться ремесленникам. Выходом из ситуации должно стать создание производственных цехов при учебных заведениях. Это позволит открывать новые рабочие места прямо на базе школ, колледжей или техникумов.

Такой уникальный опыт уже есть у педагогов из Магадана, которым удалось создать в коррекционной школе восьмого вида собственный производственный комплекс.

В этой школе действуют восемь мастерских, оборудованных станками, швейными и обувными машинами. Здесь дети не только осваивают профессию, но и учатся зарабатывать деньги. К примеру, работает мастерская по ремонту обуви.  Семиклассники и восьмиклассники под контролем учителя труда чинят сапоги и ботинки и получают зарплату - 50 процентов от чистой прибыли. А в ближайшем будущем при помощи правительства региона при школе появится рыбоперерабатывающий цех, где будут заняты несколько десятков выпускников.

Специалисты считают, что такие учебно-производственные комплексы необходимо создавать в каждом регионе.

От первого лица

Ольга Васильева, министр образования и науки России:

Мы сохраним сеть специальных школ и коррекционных классов. Хочу напомнить, что с этого года в программу "Доступная среда" включены коррекционнные школы и детские сады.