20idei_media20

    Курганские дорожники заработали на старом асфальте

    Как отходы дорожного строительства стали предметом спекуляций

    В Зауралье попал под суд чиновник, не предусмотревший в контракте на ремонт дороги возврат в собственность муниципалитета снятого старого асфальта. Оказывается, это ценный строительный материал, который дорожники зачастую втридорога продают на рынке
    К неожиданному и беспрецедентному результату привел сезон дорожных работ в Курганской области: следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении директора муниципального управления дорожного хозяйства и благоустройства Кургана. Чиновника обвиняют в превышении должностных полномочий из-за того, что  он не предусмотрел возврат в муниципальную собственность отходов дорожного ремонта.

    Следователи предварительно оценили ущерб, нанесенный бюджету только за один сезон, не менее чем в 10 миллионов рублей. Подобных уголовных дел, когда чиновникам вменяли бы в вину не взятку или откат, а нерачительное обращение с отходами производства, в Уральском федеральном округе еще не возбуждали. "РГ" решила выяснить, действительно ли срезанный асфальт - настолько ценный материал и как распоряжаются им в других регионах округа.

    Полотно в презент

    - По нашим данным, почти 30 тысяч тонн снятого дорожного покрытия было отдано фактически бесплатно коммерческим организациям, которые по контрактам осуществляли ремонт и обслуживание дорог Кургана. Сумма 10 миллионов появилась исходя из средней стоимости этого материала на рынке, - пояснили в пресс-службе управления СУ СКР по Курганской области.

    Там же уточнили, что в расчет пока брались показатели только прошлого года. Нынешний ремонтный сезон еще не утяжелил обвинение. На фоне неутихающих скандалов по поводу "близорукости" чиновников при приемке из рук вон плохо отреставрированных участков дорог или подозрительной предвзятости при выборе подрядчиков по конкурсу курганское коррупционное дело выглядит, на первый взгляд, странным. Кого волнует этот прошлогодний асфальт? На самом деле в Зауралье впервые подняли тему, имеющую немалые экономические перспективы.

    Главная коррупционная составляющая, по мнению следователей, в том, что глава муниципального учреждения не включил в условия контрактов с подрядными организациями возврат в собственность казны материалов, "полученных в результате фрезерования и разборки существующего асфальтобетонного покрытия". То есть с ведома чиновника снятый старый асфальт фактически был подарен компаниям-подрядчикам. А это, оказывается, отнюдь не бесполезный мусор. "Материалы, полученные в результате разбора дорог, могли быть использованы для строительства новых трасс, укрепления обочин, ямочного ремонта и так далее, - перечисляют следователи. - То есть, с одной стороны, предпринимателям дарится полезный материал, с другой - те же работы по ямочному ремонту, где используют отходы, заново оплачиваются из казны. Парадоксальная щедрость!"

    Снимают сливки

    То, что так называемый "дорожный лом" - отличный строительный материал, подтверждают и специалисты.

    - Безусловно, очень ценный материал. Из асфальтовой крошки можно весьма приличную сельскую дорогу построить, не только ямы залатать. Для бизнеса эти остатки - золотое дно. И без присмотра на обочине никогда не валяются. Даже при прокладке новой трассы можно использовать срезку вместо слоя щебня, уменьшив стоимость материалов процентов на 20, - пояснил корреспонденту "РГ" владелец одного из дорожных предприятий Зауралья.

    Ни в одном контракте на ремонт дорог в разных регионах УрФО, выставленном на портале госзакупок, мы не нашли требования возврата на баланс муниципалитета отходов дорожного строительства

    Предприниматель просил в газете его не называть по простой причине. Оказывается, до сих пор при подписании муниципальных контрактов на проведение дорожных работ судьба асфальтовых отходов не оговаривалась, то есть само собой подразумевалось, что отходы достаются подрядчикам. Всех этот порядок устраивал, и менять его, видимо, никто не хочет, потому-то упомянутое уголовное дело дорожники воспринимают как "потрясение рынка".

    К слову, такая ситуация не только в Курганской области. Мы проанализировали документацию нескольких контрактов на ремонт дорог в разных регионах УрФО, выставленную на портале госзакупок. И ни в одном документе не нашли требования возврата на баланс муниципалитета отходов дорожного строительства. Технические задания, которые обычно занимают не одну страницу, помимо определения фронта работ предусматривают множество нюансов: соблюдение правил производственной безопасности, вплоть до наличия светоотражающих жилетов у рабочих и установки предупредительных знаков, организацию движения транспорта во время ремонтных работ, очистку территории от строительного мусора и так далее. Но только не судьбу срезанного асфальтового покрытия.

    В управлении автомобильных дорог Свердловской области корреспонденту "РГ" также не смогли ответить на прямой вопрос: предусматривается ли возврат на баланс заказчика снятого дорожного полотна? Пояснили абстрактно: мол, каждый муниципалитет распоряжается отходами по-своему. На официальный запрос в областное министерство строительства и развития инфраструктуры пришел не менее обтекаемый ответ: "В местах ремонтных работ при фрезеровании асфальтобетонного покрытия дорожный лом применяется в соответствии с проектными решениями, а именно для укрепления обочин, насыпи, для повторного использования (горячая регенерация). Технический регламент или иной документ, где прописываются вопросы владения и использования дорожного лома, отсутствует".

    Цена не крошечная

    Зато полная конкретика на сайтах продаж стройматериалов. В любом регионе десятки ИП и ООО предлагают садоводам, коммунальщикам, владельцам частных парковок и прочим желающим приобрести срез асфальтового полотна. Цена колеблется от 400 до 700 рублей за тонну с учетом самовывоза. Реклама - зачитаешься: "Лучшим материалом для отсыпки дорог внутри дачных поселков и гаражных обществ является асфальтовая крошка. Она укладывается гораздо плотнее, чем песок и щебень, и укатывается колесами автомобилей до состояния асфальта".

    Самая низкая стоимость срезки в Челябинской и Тюменской областях, где в этом году проходил самый объемный ремонт автотрасс. Наиболее дорогое предложение - 700 рублей за тонну - мы встретили в Екатеринбурге. Позвонив по указанному телефону, поинтересовались происхождением товара. Молодой человек охотно сообщил, что дорожным строительством его компания не занимается, но имеет выходы на хороших поставщиков. А цена высокая, потому что "у поставщиков новейшая техника срезки асфальтового слоя: крошка получается мелкая и ложится не хуже нового асфальта".

    Вот такой нехитрый бизнес с миллионными оборотами породили в регионах масштабные государственные программы строительства и ремонта дорог с нечетко прописанными в контрактах условиями.

    Компетентно

    Сергей Чудинов, доцент кафедры транспорта и дорожного строительства Уральского лесотехнического университета:

    - Повторное использование асфальтового гранулята, образующегося при срезке дорожного полотна, конечно, никакое не ноу-хау. Этот продукт всегда высоко ценился в дорожном строительстве. Способов его применения масса: от отсыпки стоянок и тротуаров до добавки при приготовлении новой асфальтобетонной смеси, что придает ей особую прочность. Любой профессионал вам скажет: разбрасываться такими отходами - все равно что деньгами.