16.10.2016 09:43
    Поделиться

    В Екатеринбурге подвели итоги кинофестиваля "Россия"

    В двадцать седьмом открытом фестивале документального кино "Россия" участвовало 33 конкурсных фильма. Новые работы документалистов увидели жители Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Новоуральска.

    Гран-при взял фильм о летчиках, служивших в Крыму, приз зрительских симпатий получила лента о культуре Серебряного века, а члены жюри рассказали, что им не хватило в конкурсных картинах счастья и свежего взгляда на действительность.

    - Благодарю организаторов за хороший отбор фильмов, - сказал в приветственном слове председатель жюри режиссер и сценарист Сергей Урсуляк. - На иных фестивалях бывает так, что некому призы давать. А в этот раз мы боялись, что кого-нибудь обидим.

    Фестиваль "Россия" за свою тридцатилетнюю историю разное пережил. Бывало, что и здесь гран при не вручали - не было достойных. Но в этот раз призов было в изобилии. Специальными призами награждало не только жюри, но и многочисленные партнеры фестиваля.

    И тем не менее выявились явные фильмы-фавориты. Так, режиссер Наталия Гугуева увозит с собой сразу четыре диплома, в том числе и Главный приз жюри. Фильм "Форсаж. Возвращение" можно будет посмотреть в кинопрокате: в качестве одной из наград Наталия Гугуева получила прокатное удостоверение от кинотеатра "Салют" - ценный приз для режиссера-документалиста.

    Наталья Гугуева сняла продолжение своей дебютной работы "Форсаж" о летчиках крымского полка, которые в 1992 году, после распада Советского Союза, сделали нелегкий выбор: одни остались служить в Крыму, другие уехали в Россию. Никто из них не мог предполагать, что через 23 года они вернутся на полуостров, и теперь уже точно в такой же ситуации выбора окажутся нынешние украинские военные.

    Приз за лучший дебют также получил фильм на "украинскую" тему: "Переведи меня через Майдан" Варвары Филипчук (Москва).

    - Дебютные работы фестиваля сделаны людьми, которые не боятся жизни, - отметил член жюри руководитель мастерской неигрового фильма ВГИК Игорь Григорьев. - К сожалению, сейчас у нас учится слишком много молодых, неопытных и инфантильных людей, которые еще в самих себе не разобрались. А отсутствие жизненного опыта у авторов документального кино - большая проблема.

    Традиционно на фестивале "Россия" отдельным призом награждают операторов. Статуэтка досталась Кристине Серейкате, оператору литовской картины "Холодные уши". Кристина, как выяснилось, еще и супруга режиссера фильма Линаса Микуты. Результат работы этого тандема показал, как важно для документального кино доверие и взаимопонимание между режиссером и оператором.

    - Очень часто ты не можешь, как в игровом кино, остановить сцену и вмешаться, - напоминает член жюри фестиваля режиссер Павел Фаттахутдинов. - Поэтому оператор должен понимать замысел фильма и нередко принимать решения самостоятельно.

    В зрительском голосовании победил фильм Андрея Осипова "Забытые полеты". Автор вновь вернулся к теме Коктебеля Маскимилиана Волошина и показал его как особый культурный центр эпохи Серебряного века.

    Приз в номинации "Короткометражное кино" получила работа "Конкурс" молодого московского автора Евгения Ховаева. Награду за лучший полнометражный фильм жюри присудило картине "Прогноз погоды" Ивана Твердовского.

    - Этот приз в народе называют "колесо", - сказал Иван Твердовский, держа в руках статуэтку. - Я на этом фестивале еще ни разу призов не получал. И вот сейчас наконец-то счастлив.

    Как положено главному документальному киносмотру, "Россия" выявила общие особенности современного кинематографа. Члены жюри отметили, что им вместе с авторами много приходилось сострадать и сожалеть, а вот работ о счастливых людях было крайне мало.

    - Очень близкого мне плача о стране, которую мы потеряли, в фильмах много, - рассказывает председатель жюри Сергей Урсуляк. - Но я хочу, чтобы молодые ответили на это чем-то еще. Мне тяжело видеть перспективу в том, что происходит сегодня. Но молодые обязаны ее видеть, ведь им здесь жить и рожать детей. Вот этого мне не хватило.

    Поделиться