18.10.2016 14:10
    Поделиться

    Владимир Юровский впервые выступил в Вене с Госоркестром России

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Евгения Светланова много лет не выступал в Вене. И вот в понедельник состоялось то, к чему нынешний художественный руководитель оркестра Владимир Юровский долго готовился. В рамках гастролей, посвященных 80-летию коллектива, оркестр вышел на сцену Венского Концертхауса со сложнейшей программой, и избалованная лучшими музыкантами мира публика ответила артистам сопереживанием.

    После заключительных нот Восьмой симфонии Дмитрия Шостаковича слушатели вместе с артистами еще какое-то время выходили из погружения в эту грандиозную музыкальную трагедию, и лишь затем раздались одинокие аплодисменты, постепенно выросшие в овацию.

    Для своей венской премьеры в качестве шефа российского оркестра дирижер избрал сложнейшую, малоизвестную европейской публике программу. Концерт открыла симфоническая картина "Завод" Всеволода Задерацкого (1891-1953) - прошедшего через ГУЛАГ советского композитора, чьи произведения лишь в последние десятилетия, и нечасто, находят своих исполнителей. Затем норвежский пианист Лейф Ове Андснес тонко и с любовью исполнил 4-й концерт Сергея Рахманинова, который не так часто звучит с эстрады. Но все это было подготовкой к главному произведению вечера - Восьмой симфонии Шостаковича.

    "Я знаю, что здесь публика непроста с точки зрения неизвестного репертуара. Но у меня было сегодня ощущение, что оркестр схватил зал за горло с первой ноты Шостаковича и уже не отпускал. И это, конечно, плод нашей совместной работы на протяжении лет, потому что это не только мастерство, не только индивидуальные качества солиста, это не только дисциплина. Это способность коллективно транслировать идею", - сказал Юровский "Российской газете" после концерта.

    К такому качеству звучания и содержательного наполнения музыки, которые оркестр продемонстрировал в понедельник, лежал немалый путь. К 2011 году, когда Юровский был назначен художественным руководителем Госоркестра, о былой славе этого коллектива оставались только воспоминания. Московские любители музыки стали в последующие годы с вниманием следить за новым взлетом Государственного симфонического оркестра. Но новый руководитель медлил с тем, чтобы показывать обновленный состав оркестра и плоды своей работы за рубежом, тем более такой взыскательной публике, как венская.

    "Когда я оркестр перенял, я поначалу не торопился с ними выезжать, потому что мне нужно было постепенно привести оркестр в состояние, когда они стали бы моим коллективом", - говорит Юровский. Он был уже хорошо известным в мире дирижером, и в Вене выступал не раз и с Лондонским филармоническим оркестром, который Юровский возглавляет с 2007 года, и со знаменитыми здешними оркестрами - как Венским симфоническим, так и Венским филармоническим.

    "Я хотел подождать и прийти к состоянию, когда я сам могу отвечать головой за каждую сыгранную ноту - хотя это и очень трудно, когда такой огромный коллектив. За шесть лет работы мы пришли к удивительному слиянию энергий. У меня невероятный творческий контакт с оркестром. И я почувствовал, что вот сейчас, в год 80-летия, настал момент, когда мы можем рискнуть", - говорит дирижер. И не без законной гордости добавляет: "Сегодня у меня было ощущение, что, как у Эдуарда Успенского в "Чебурашке", - мы строили, строили, и наконец построили!"

    Отдельным испытанием стал выбор программы. По словам маэстро, он хотел назвать эти гастроли "Другая Россия", уйдя от популярного репертуара. "Я хотел показать Россию вдали от лубочных клише, которыми она в основном, к сожалению, известна на Западе", - сказал Юровский.

    Первоначальный замысел включал в себя обширные гастроли, включавшие Германию, Испанию и Португалию, и вторую программу с первоначальной версией "Ночи на лысой горе" Мусоргского, скрипичным концертом Бориса Чайковского, Второй симфонией Прокофьева и работой современного российского композитора Александра Вустина. Но программу гастролей пришлось сократить, и даже на следующем после Вены концерте в Нюрнберге устроители потребовали заменить Восьмую симфонию Шостаковича на Пятую Чайковского и отказаться от произведения Задерацкого, говорит Юровский. Поэтому дирижер выразил особую благодарность руководителю Концертхауса Матиасу Наске, а также поддержавшим концерт в Вене посольству и культурному центру России, компаниям Сбербанк и ЛУКойл, за то, что это знаменательное выступление состоялось.

    А в ноябре оркестр под управлением Юровского выступит в Москве в программе пятого фестиваля "Другое пространство", где прозвучит музыка Пьера Булеза, Карлхайнца Штокхаузена, Джона Адамса и премьеры современных российских композиторов.

    Выступая на приеме после концерта, Юровский напомнил, что именно Государственный оркестр СССР впервые исполнил в 1943 году Восьмую симфонию Шостаковича под управлением великого дирижера Евгения Мравинского, который был первым исполнителем большинства произведений Шостаковича.

    И в интервью "Российской газете" дирижер также отметил свое почтение к Мравинскому, Светланову и всей традиции, стоящей за исполнением этого произведения.

    "Это святое место. Это место, в которое надо входить, вытерев ноги, помыв руки и обнажив голову. Но, с другой стороны, наступает момент, когда надо перестать поклоняться, а начать действовать. И сегодня мы это сделали", - сказал Юровский. По его словам, Восьмая симфония - это "абсолютно диссидентское произведение". "Оно не про войну, оно про мир. Это антиутопия. Мне было очень важно показать именно эту Россию. Одним концертом мы это показали, я надеюсь, что будут другие", - сказал он.

    Поделиться