Как рассказал депутатам замглавы МИД России Сергей Рябков, плутониевое соглашение с США было подписано в 2000 году и вступило в силу в 2011-м. Оно предусматривало пути утилизации излишков оружейного плутония в России и Штатах - по 34 тонны с каждой стороны. "Долгий срок между его подписанием и вступлением в силу связан с тем, что на протяжении всех этих лет происходила определенная эволюция нашего подхода и подхода США", - пояснил Рябков. Однако в Вашингтоне вдруг заявили, что не в состоянии построить соответствующее предприятие для переработки плутония путем облучения в реакторе. Американцы дали понять, что куда рациональнее утилизировать плутоний, зарывая его в землю. Это выгоднее и вообще оптимальнее.
Но это не так с точки зрения экологии. Кроме того, плутоний, если он захоронен, можно "откопать" и опять применять для оружейных нужд. Что нарушает соглашение.
"Политическая сторона вопроса еще более важная - она связана с враждебной политикой Вашингтона, которая началась задолго до событий в Крыму и на Украине", - подчеркнул Рябков. Сейчас под американскими санкциями находится 281 юридическое лицо из РФ и 81 представитель власти (в том числе весьма высокопоставленные), напомнил представитель внешнеполитического ведомства. "Параллельно продолжались усилия по приближению военной инфраструктуры к российским границам, формировались антироссийские альянсы, прежде всего из числа европейских союзников США", - продолжил он. Таким образом, обстоятельства коренным образом изменились, и Россия может в целях приостановки соглашения теперь применить статью 62 Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров. Даже несмотря на то, что в самом соглашении такое не предусмотрено.
Ситуация будет не бесполезна для России, заметил Рябков, наша страна воспользуется ею, чтобы облегчить для себя реализацию национальной программы замыкания ядерного топливного цикла.
Впрочем, у США есть возможность вернуться к соглашению. В документе сформирован набор условий. Однако в МИД не верят, что американцы будут их выполнять - слишком серьезен их масштаб.
Среди условий - отмена Вашингтоном "закона Магнитского", всех антироссийских санкций, а также компенсация ущерба от них и сокращение военной инфраструктуры США в странах НАТО.
Все высказавшиеся на данную тему депутаты выступили в поддержку инициативы. Как результат обсуждения - за приостановку соглашения проголосовали 445 депутатов, один воздержался. Глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов ("ЕР") назвал приостановку соглашения самым жестким внешнеполитическим решением Госдумы за последние годы. По его словам, это очень серьезный сигнал США о том, что стратегическое терпение России действительно иссякло.
Фракции Госдумы определились со списком уважительных причин, которые смогут быть основанием для отсутствия депутатов на заседаниях, сообщил вице-спикер Госдумы Сергей Неверов. Их четыре - это временная нетрудоспособность, командировка в регион, участие в составе официальной делегации Госдумы, а также исполнение членами Совета Думы обязанностей, возложенных на них по должности. Речь идет о спикере Госдумы, его заместителях и руководителях фракций. В качестве примера Неверов привел посещение Совета безопасности спикером Госдумы, если оно проходит в день пленарного заседания. Соответствующие поправки в регламент Госдумы могут быть рассмотрены уже в пятницу, 21 октября.