Подоплеку депутатам объяснил замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
Соглашение с США было подписано в 2000 году. Оно предусматривало пути утилизации излишков оружейного плутония в России и США - по 34 тонны с каждой стороны. Однако США неожиданно заявили, что они не в состоянии построить соответствующее предприятие для переработки плутония путем облучения в реакторе. США дали понять, что рациональнее утилизировать плутоний, зарывая его в землю. Это якобы куда выгоднее и вообще оптимальнее.
Однако это не так с точки зрения экологии. Кроме того, плутоний, если он захоронен, можно "откопать" и опять применять для оружейных нужд. Что нарушает соглашение, пояснил депутатам Рябков.
"Политическая сторона вопроса еще более важная - она связана с враждебной политикой Вашингтона, которая началась задолго до событий в Крыму и на Украине", - подчеркнул Рябков.
По его словам, "главное - все-таки поставить США в жесткой форме перед вопросом о том, что их антироссийская политика абсолютно неприемлема".
Для США прописаны возможности опять вернуться к соглашению с РФ, но в МИД в это не верят.
Масштаб требований таков, что вряд ли Вашингтон на это пойдет. Среди условий - отмена Вашингтоном "закона Магнитского", всех антироссийских санкций при компенсации ущерба от них и при сокращении военной инфраструктуры США в странах НАТО.
Выступили в поддержку приостановки и народные избранники.
После приостановки соглашения плутоний останется вне ядерной оружейной деятельности, что, по оценке депутатов, свидетельствует о приверженности России курсу на ограничение ядерных вооружений.
Глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов назвал приостановку соглашения самым жестким внешнеполитическим решением Госдумы за последние годы. По его словам, это очень серьезный сигнал США о том, что стратегическое терпение РФ действительно иссякло.
России следует не приостановить действие соглашения с США об утилизации плутония и протоколов к нему, а выйти из соглашения, пошел еще дальше глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников (КПРФ). "Договор по плутонию очень вредит нашей обороноспособности. Точно также мы должны выйти из СНВ", - считает парламентарий.