Как выбрать хорошую автошколу и на чем в ней нельзя экономить
Права недорого
Первое, о чем задумываются желающие пересесть в собственный автомобиль, - получение прав. Это сегодня возможно только при помощи автошколы, которых насчитываются сотни. В одной Москве их чуть больше 200, и у каждой свои цены, методики, автопарк и подходы. На что же стоит обратить внимание?
Прежде всего подойдите к выбору серьезно и обращайте внимание на несколько критериев. Выбирать по принципу "ближе и дешевле" не стоит. Близость автошколы к дому или месту работы действительно имеет значение - в удобно расположенную будет легче добираться и вы не станете пропускать занятия. Но если качество этих занятий окажется низким, то какой прок от этих удобств? Примерно то же самое касается цены - дешевле почти наверняка значит хуже. Автор этих строк и несколько его знакомых в свое время стали жертвами именно такого подхода и после автошколы доучивались у частных инструкторов, тратя лишнее время и деньги.
Практика показывает, что выбирать лучше всего по отзывам друзей и приятелей - узнайте, давно ли кто-то из них учился на права, и поинтересуйтесь впечатлениями. Также помогут отзывы в Интернете и социальных сетях, только не читайте их на сайтах самих автошкол - там обычно остаются только позитивные отклики. Часто автошколы обсуждают в отдельных группах в соцсетях - не стесняйтесь туда вступать и смело "стучитесь" к тем, кто уже закончил учебу. Обычно они легко идут на контакт и в личной переписке делятся всеми сторонами учебы в той или иной школе.
Уловки инструкторов
Выяснить подробности о каждой автошколе можно на ее сайте или сделав телефонный звонок. У школы должна быть необходимая материальная база - оборудованные кабинеты, компьютерные тренажеры, автопарк, учебная площадка для выполнения упражнений. Последней нужно уделить особое внимание и увидеть ее воочию до подписания договора. Бывает, что школы имеют очень скромные площадки, на которых чего-то не хватает. К примеру, эстакады. Инструкторы будут рассказывать ученикам, что научат их выполнять заезд на эстакаду на ближайшем пригорке, но такие заявления не стоит даже слушать. Эстакада на площадке быть должна, и если ее нет, то вряд ли со всем остальным у этой автошколы будет порядок.
Нужно также выяснить и детали того, как проходит теоретическое обучение. Зачастую по факту оно включает в себя несколько часов занятий, на которых разбираются только ситуации на дороге, встречающиеся в билетах на теоретическом экзамене. А ведь в школе вас должны научить оказывать первую медицинскую помощь вплоть до непрямого массажа сердца, пользоваться огнетушителем и домкратом, знать принципы работы основных механизмов машины.
Так что если в автошколе курс первой помощи преподают профессиональные медики или сотрудники МЧС, если отдельно прописано, что в городе вы будете специально ездить по пробкам, улицам с разным потоком движения, сложным перекресткам и эстакадам, если вас обещают научить не только управлять машиной, но и обслуживать ее, то стоит отдать предпочтение именно этой организации. И пусть конкуренты предложат цену вдвое меньше, вы все равно останетесь в выигрыше.
Что делать, если недоволен
Если в школу вы уже пошли, но разочаровались по ходу учебы, то вариантов решения проблемы есть несколько. Можно разорвать договор и пойти учиться в другую школу, но это не самый комфортный способ. Договор с автошколой наверняка будет составлен так, что при его расторжении вы потеряете приличную часть денег. Так что лучше попробовать решить проблему на месте. Не нравится инструктор - требуйте другого. Недовольны площадкой или качеством обучения - говорите об этом открыто, добивайтесь встречи с руководством. Клиентам обычно идут навстречу, поскольку репутацией школы все-таки стараются дорожить.
Инструкторы, обучающие вождению, редко бывают заинтересованы в том, чтобы научить клиента быстро и хорошо водить. Для этого нужно ездить по оживленным улицам со сложной организацией движения, постоянно быть начеку, детально объяснять и разбирать все ситуации. Куда проще кататься с учеником по одному и тому же простому маршруту, а при отработке упражнений на площадке и вовсе выходить из машины и заниматься своими делами, пока ученик раз за разом выполняет "тесный разворот", "змейку" или другое упражнение. Поэтому требуйте с инструкторов внимательного подхода к работе и задавайте им как можно больше вопросов.
Наконец, еще один способ, к которому нередко прибегают будущие водители, - обращение за помощью к частным инструкторам. Найти их легко в Интернете - есть сайты, где подходящего учителя можно выбрать по полу, возрасту, опыту работы, району и другим критериям. Частные инструкторы, в отличие от работающих в автошколах, как раз заинтересованы научить вас хорошо ездить, поскольку положительные отзывы и репутация - их главный капитал. Кроме того, частные инструкторы обычно учат ездить по маршрутам, на которых вам придется сдавать экзамен в ГИБДД, а это очень важно.
1. Перед подписанием договора проверьте документы автошколы, ее лицензию, а также посмотрите, есть ли она в базе на сайте ГИБДД.
2. До начала учебы уточняйте полную сумму, которую вам придется заплатить. Это нужно, чтобы после не возникла необходимость доплачивать за топливо, подачу машины, учебники и нести прочие мелкие расходы.
3. Посмотрите на учебные классы, оборудование, площадку для выполнения практических упражнений, поговорите с сотрудниками и учениками школы, почитайте отзывы в Интернете. Это позволит получить полную картину.
4. Оговорите заранее график обучения, познакомьтесь с автопарком школы. Хорошо взвесьте - идти учиться на машине с автоматической или механической коробкой передач. Первое проще, но тогда у вас не будет права управлять автомобилем с МКПП.
5. Выясните, как проходит сдача экзаменов в ГИБДД, в каком именно подразделении, предоставляет ли школа автомобиль на время экзамена.
Кстати
Цены в столичных автошколах за полный курс начинаются от 25 тыс. рублей и достигают 70 тыс. Срок обучения составляет три месяца, но нередко это время затягивается до полугода. Все зависит от того, как часто вы сможете заниматься. Если будете брать по 1-2 урока в неделю, то в 3 месяца не уложитесь.