Новости

20.10.2016 19:39
Рубрика: Культура
Проект: Гид-парк

В Санкт-Петербурге пройдет "Международная неделя консерваторий"

XVI "Международная неделя консерваторий", Санкт-Петербург, с 22 по 29 октября.
Одним из главных событий "Международной недели консерваторий" станет премьера оперы Сергея Слонимского "Король Лир". Фото: depositphotos Одним из главных событий "Международной недели консерваторий" станет премьера оперы Сергея Слонимского "Король Лир". Фото: depositphotos
Одним из главных событий "Международной недели консерваторий" станет премьера оперы Сергея Слонимского "Король Лир". Фото: depositphotos

Фестиваль "Международная неделя консерваторий" продлится восемь дней. Слушателей ждут необычные концерты и премьеры.

- Для фестиваля-долгожителя, каким является наша "Международная неделя консерваторий", важно соблюдение баланса между новациями и традицией, - говорит бессменный директор фестиваля Лидия Волчек. - Стараемся насытить нашу программу и просветительским компонентом (например, звучанием музыки современных композиторов), и именами звезд, входящих в топ-листы мирового исполнительского искусства.

Одним из главных событий "Международной недели консерваторий" станет в этом году премьера оперы Сергея Слонимского "Король Лир". Петербуржцы услышат ее впервые.

- Сам автор ждал этой премьеры 16 лет, - говорит Лидия Волчек. - Мы очень признательны, что Сергей Михайлович Слонимский, наш патриарх, доверил поставить премьеру студентам. Для режиссера Артема Вольховского это дипломная работа.

Изюминкой нынешнего фестиваля станет и его обращение к ансамблевому исполнительству. Концертный марафон Vivaensemble пройдет с 23 по 27 октября на семи концертных площадках.

- Сольное исполнение - это всегда монолог, - говорит Лидия Волчек. - Но сегодняшней публике интереснее находиться в диалоге с музыкантами. Дуэты, трио, квартеты, квинтеты, то есть музыкальные коллективы, где исполнители взаимодействуют между собой, создают атмосферу взаимного общения, в которую втягивается и слушатель.

Помимо традиционных дуэтов, как виолончель и фортепиано, публике представят и весьма экзотические, например, саксофон и арфа - дуэт Duo SeRa Академии имени Ференца Листа (Будапешт). Большой интерес у публики, несомненно, вызовет и выступление интернационального джазового ансамбля Mozdzer Danielsson FrescoTrio, в который вошли музыканты из Польши, Швеции и Израиля. Его лидер - пианист Лешек Можджер -один из лучших джазовых музыкантов мира.

Экзотикой для меломанов станет выступление японских музыкантов Nagauta Group из Токио, которые представят лирическую составляющую традиционного японского Театра Кабуки.

Как всегда, важным элементом "Международной недели консерваторий" является научно-образовательный компонент. Отмечая в этом году 125-летие своего великого выпускника - Сергея Прокофьева, консерватория презентует в рамках научной конференции издательский проект "Прокофьев в Петербургской консерватории". Неизвестные ранее сочинения Прокофьева - фуги, написанные им в юношеском возрасте, впервые прозвучат в концертном исполнении.

Первый покажет премьеру документального фильма к юбилею Романа Виктюка

К юбилею Романа Виктюка - премьера документального фильма "Будьте как дети", Первый канал, 27 октября, 00.30.

28 октября народный артист России Роман Виктюк отмечает 80-летний юбилей. Фигура Романа Виктюка окутана завесой тайны, многие современники называют его "великим мистификатором". В фильме будет показано, как создается эта удивительная магия театра, получившая всемирную известность под именем "VIKTJUK STYLE" ("Виктюк стайл" ). Зрители побывают на репетициях юбилейного спектакля, проследят за судьбой режиссера, начиная со Львовского дворика, где он родился, и завершая сценой его собственного театра в Сокольниках. Театр Романа Виктюка начинается с вешалки, на которой висит элегантный костюм ярких цветов, а рядом с ним стоит чемодан. Эти вещи говорят о том, что хозяин где-то здесь, рядом. Именно этот трюк позволял режиссеру работать в нескольких театрах одновременно. Когда директор спрашивал: "Где Виктюк?" Гардеробщица всегда отвечала: "... Он где-то здесь, просто вышел. Вот ведь и пиджак его висит". А в то самое время Роман мог ставить спектакль в другом городе. У него было несколько комплектов пиджаков и чемоданов.

Марчелло Мастроянни, который пришел на премьеру спектакля в Калининский ТЮЗ, где работал Роман, в восторге аплодировал режиссеру стоя. После спектакля он признал, что был поражен европейским уровнем провинциального российского театра. Роман Виктюк открыл дорогу на сцену для Владимира Высоцкого. В спектакле "Муж и жена", который шел во МХАТе, он использовал песни Владимира Семеновича, а его имя было на афише. Это позволило Высоцкому выступать с творческими вечерами.

В фильме участвуют: Валентина Талызина, Александр Калягин, Константин Райкин, Людмила Максакова, Ефим Шифрин, Игорь Неведров, Дмитрий Бозин, Людмила Петрушевская.

На канале "Россия К" - 28 октября - программа "Линия жизни" (21.45) и спектакль театра Сатиры "Реквием по Радамесу" (19.45).

"Моя формула успеха - это формула ребенка, - говорит Роман Виктюк в программе "Линия жизни" - Ребенок никогда не говорит миру "нет". Ребенок говорит только "да". Вот и я, чтобы не случилось плохое, всегда говорю "да". Выгоняли, увольняли, театр закрывали, я говорил "да" и улыбался..."

Смотрите также

Документальный фильм "Я твердо все решил. Евгений Примаков" - премьера канала "Россия 1" (30 октября, 00.30).

Это - фильм-воспоминание друзей и коллег об удивительном человеке, которому удалось не поступаться принципами, за что его и ценили на многочисленных государственных постах, которые он занимал.

В Москве состоится концерт группы Placebo

Концерты Placebo в рамках мирового турне 20 Years of Placebo. Санкт-Петербург, New Aren, 24 октября; Москва, СК "Олимпийский", 26 октября.

В нынешнем туре группа выступает, как правило, только в столицах каждой из европейских стран. Исключений немного: мини-туры запланированы по Германии и Англии, два концерта Placebo дали в Дании, теперь тоже, сразу два - в России. Ради них многочисленные фанаты группы готовят для Placebo подарок - огромный торт в честь 20-летия коллектива. Ожидаются и флешмобы: в зрительном зале во время концертов будут летать и большие светящиеся шарики. Ведь этот визит Placebo будет еще и юбилейным: за 20 лет карьеры англичане приезжают к нам уже в десятый раз. Мало какие из культовых рок-групп мира могут похвастаться тем же.

Placebo не всегда приезжали к нам именно с концертами. В мае этого года Брайан Молко и басист/гитарист Стефан Олсдал (в 1994 году они стояли у истоков группы, затем поссорились, ныне - вновь помирились!) прибыли и как кинозрители на Beat Film Festival, где демонстрировался снятый самим Брайаном документальный фильм - Placebo: Alt.Russia. Три года назад лидеру Placebo понравилось ездить по нашей стране и ходить на экскурсии, разглядывая достопримечательности (тогда, в очередном туре - Loud Like Love - группа добралась и до Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Красноярска, и до Нижнего Новгорода и Воронежа). И он решил снять свое первое авторское кино, о России. Конечно, прибыл и на премьеру!

Но в новом туре-2016, посвященном двадцатилетию группы, концерты следуют через день. И тут уж не до побочного увлечения. Официально в составе ныне лишь Брайан Молко и Стефан Олсдал, но на сцену выходят и музыканты концертного состава. Ныне Placebo играет уже не в формате трио, как прежде, а выдает энергичную и драматичную программу в две гитары, бас, клавишные и ударные. Иногда можно ждать и появления с электроскрипкой Фионы Брайс, владеющей и игрой на терменвоксе - вот уж инструменты, которые сложно было представить в группе еще в конце 90-х...

Лидер и гитарист Брайан Молко поет по-прежнему высоко, с надрывом, резко, драматично, на кураже. Порой нежно и пылко, чаще - напористо и форсированно. Собственно, за все эти 20 лет у Placebo, пожалуй, был только один слабый альбом - тот, который содержал кавер-версии чужих хитов (где группа неожиданно перепела и Depeche Mode). Пожалуй, только песни с этого диска и не исполняются в 20 Years of Placebo.

" На концертах в этом туре будут песни, которые мы поклялись больше никогда не играть. - Рассказал теперь Брайан Молко. - Мне кажется, настало время обратиться к тем, которые наши фанаты очень хотят услышать. Они были очень терпеливы по отношению к нам... И тур, приуроченный к 20-летию, кажется нам самым подходящим временем, чтобы исправить ситуацию. В этом основная идея 20 Years of Placebo. Он - специально для наших фанатов... Так что, если вы хотите услышать Pure Morning и Nancy Boy, которые мы не играли почти десять лет и, возможно, уже не сыграем снова, приходите на эти концерты. Сюрпризы тоже будут".

Среди этих сюрпризов, конечно, исполнение песни Кейт Буш Running Up That Hill(A Deal This God) - ее Placebo обычно поют, если решатся и во второй раз выйти "на бис". Ну и без The Bitter End и Lazarus, конечно, не обойдется.

Литературный музей запустит Образовательный лекторий

Образовательный лекторий, Государственный литературный музей, с 26 октября по 28 декабря.

Этой осенью Литературный музей запускает новый проект - Образовательный лекторий. Здесь рассмотрят феномен литературы в нескольких контекстах: науки, мировой истории и обыденной жизни. Разобраться в психологических и философских аспектах книги, а также в роли автора, в том, как увлечения и взгляды отдельного человека влияют на литературу и историю, помогут известные ученые, литераторы и критики.

Лекторий состоит из трех циклов: "Сложные понятия", "Стокгольмский синдром" и "Профдеформация".

Как профессии влияют на жизнь и творчество писателей, расскажут в рамках "Профдеформации". Что объединяет Набокова и бабочек, как Толкиен создал целый мир и хорошим ли пиарщиком был Маяковский? Лекции будут проходить в Доме-музее А.П. Чехова. Вот с Антона Павловича и начнем: 26 октября в 19.00 лекция "Чехов: скальпель и перо". О чем на ней пойдет речь, нам рассказал лектор, заместитель директора Гослитмузея Эрнест Орлов: "В 1879 году Антон Чехов стал студентом медицинского факультета Императорского Московского университета и все последующие годы жизни был связан с alma mater. Близкое знакомство с работами выдающихся ученых-медиков того времени способствовало формированию у Чехова особого - "медицинского" - подхода к окружающему миру. Лекции по медицине оказались полезными и будущему писателю. Студенческие годы, проведенные в Московском университете, для Чехова не стали источником сюжетов произведений. Естественно-научная школа дала ему гораздо больше - и в плане формы произведений, и в плане отношения к изображаемому. Кто и чему учил Чехова на медицинском факультете, откуда происходит пресловутый принцип "краткости чеховских произведений", чем отличается писатель-врач от писателя по призванию - об этом и узнают слушатели".

Что такое "историческая поэтика", почему Шекспира нельзя назвать плагиатором, и как бог виноделия Дионисий положил начало современному театру - об этом можно будет узнать на лекциях из цикла "Сложные понятия", который направлен на изучение литературы как комплексного многогранного феномена. Он будет проходить в Доме-музее А.И. Герцена. Среди лекторов Сергей Неклюдов, фольклорист, профессор и научный руководитель учебно-научного Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ ("Литература глазами фольклориста", 10 ноября), Дмитрий Бак, кандидат филологических наук, директор Государственного литературного музея ("Что такое "история литературы"?", 24 ноября), Сергей Лавлинский, доцент кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ ("Приключение читателя в "лабиринте сцеплений": история, теория и практика чтения", 8 декабря) и Никита Петров, старший преподаватель Учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора РГГУ ("Как узнать сюжет? Мифологические схемы и мотивы в литературе", 15 декабря).

Безусловно, в ноябре-декабре актуальным станет курс "Стокгольмский синдром". Ведь именно в эти календарные месяцы награждают победителей Нобелевской премии. О ней и ее лауреатах и пойдет разговор. Отражает ли Нобелевская премия мировой литературный процесс? Или же задает тенденции? Вместе с лекторами (средин них: Ольга Дробот, переводчик, специалист по скандинавской литературе, Дирк Кемпер, заведующий кафедрой германской филологии Института филологии и истории РГГУ, Антон Циммерланг, филолог и переводчик с древнеисландского языка, Ирина Ерисанова, заведующая отделом ГЛМ "Дом-музей Б.Л. Пастернака") "ученики" попробуют найти ответы на эти вопросы и выяснять, как выглядит история ХХ века сквозь призму Нобелевской премии. Эти лекции проходят в Музее Серебряного века.

Стоимость лекций: 300 руб. - взрослый, 100 руб. - студенческий, школьники и пенсионеры - бесплатно.

Следите за расписанием лекций на сайте ГЛМ.