В течение трех дней ярмарку посетили сотни местных жителей и гостей республики. Женщины могли подобрать себе традиционные наряды и украшения, халяльную косметику и парфюмерию, а также приобрести предметы интерьера, детскую исламскую литературу и игры. Мужчинам дизайнеры предлагали одежду с элементами вайнахского костюма, аксессуары для документов и мобильных телефонов с изображением кавказских достопримечательностей. Всего в торгово-развлекательном центре "Грозный-сити" свой товар представили около 50 предпринимателей не только из Чечни, но и соседнего Дагестана.
Кроме того, для посетителей прошли мастер-классы по fashion-иллюстрации, уходу за кожей и тонкостям искусства макияжа, правилам ношения слингов (тканевых приспособлений для переноски новорожденных). Пока родители совершали покупки, с детьми занимались профессиональные педагоги и аниматоры.
Как подчеркивают организаторы, формат подобных маркетов с акцентом на соответствие традициям ислама для нашей страны не нов, но на Северном Кавказе их практически никто не проводит. Между тем в республике сегодня появляется много интересных брендов, которым сложно на первом этапе заявить о себе. По словам Седы Сулимановой, ездить в столицу России и другие регионы довольно дорого, поэтому для поддержки стартапов Чечне была необходима своя презентационная площадка.
- Это удобно и производителям, и покупателям, которые могут приобрести здесь интересную продукцию и с пользой провести время, - уверена Седа.
Ее партнер - Селима Товсултанова - вплотную изучала вопросы развития экономики региона, защитила кандидатскую диссертацию на тему инноваций. Поэтому организацией события она занималась, основываясь на профессиональных знаниях.
- Итогом маркета становятся не только хорошие продажи - происходит обмен опытом, заключаются соглашения о коллаборациях, все получают большой заряд энергии и вдохновения, - считает Селима.
Производитель натуральной косметики из Грозного Олеся Ирбагиева как раз из тех, для кого ярмарка стала первым большим презентационным мероприятием. В ассортименте мастерицы - шампуни, кремы, скрабы, мыло, твердые восковые духи и масла от растяжек. Созданы они на основе традиционных компонентов, среди которых широко используемые на Востоке черный тмин и хильба (пажитник), древесный уголь и черная глина. Некоторые рецепты составлены по советам 91-летней бабушки Олеси, которая с молодости пользовалась натуральными средствами.
- Все компоненты, соответствующие стандарту халяль, мне привозят из Египта, а готовлю и упаковываю косметику я сама, - рассказывает предприниматель. - Профессионально стала заниматься этим направлением после рождения третьей дочери, а сегодня хочу развивать свое дело дальше.
Сначала продукцию бренда, название которого переводится как "Мой секрет красоты", Олеся реализовывала среди своих знакомых, находила покупателей и через социальные сети. После семейного исламского маркета Олеся настроена уже выйти и на офлайн-рынок - первые постоянные клиенты уже появились.
Грозненцы Магомед Аюбов, Абдулла Чабаев и Аслан Джукалаев основали бренд модной молодежной одежды с кавказской символикой Boomzi в противовес популярным у местных парней футболкам с яркими кричащими надписями. Познакомившись и подружившись в интернете два года назад, они решили предложить аудитории качественные и эстетически привлекательные наряды по доступным ценам. Дизайн молодые люди придумывали сами, контактировали с поставщиками тоже. От рождения идеи до выпуска первой партии прошло около четырех месяцев. И она, по словам Магомеда Аюбова, разлетелась в считанные дни. После чего бизнесмены поняли, что двигаются в правильном направлении.
- Сейчас мы намерены завоевывать новые рынки - не только в кавказских регионах, но и за их пределами, - делится планами предприниматель. - Для этого стараемся заявить о себе на различных площадках, в том числе ориентированных на мусульман. Могу сказать, что продажи ряда моделей по итогам такой работы выросли в разы.
Дизайнер Сюзанна Бекмурзаева представила на ярмарке блокноты, обложки на документы и другие аксессуары в национальном стиле, выполненные в технике скрапбукинг. Девушка говорит, что в Чечне этот вид творчества только набирает обороты, тогда как в других регионах у него уже есть масса поклонников.
- Многие местные жители пока не понимают, почему подобные изделия стоят относительно недешево. Я объясняю им, это очень кропотливый ручной труд, - поясняет Сюзанна. - Автор тратит на каждое изделие много времени, вкладывает в него свои умения и душу.
По словам дизайнера, подобные изделия способны расширить ассортимент предлагаемых сегодня сувениров, которые гости увозят домой после визита на Кавказ. Такую возможность производителям периодически предоставляет мэрия Грозного, приглашающая мастеров на городские мероприятия, - осталось только вывести ее на системную основу.
Сам исламский маркет, по мнению его участников, готов к тому, чтобы проходить ежегодно и стать привлекательным в рамках развития в республике событийного туризма. Подобное предложение будет направлено в профильный комитет правительства ЧР.
Мурат Шахидов, эксперт отдела развития туризма, разработки и реализации государственных программ комитета правительства ЧР по туризму:
- Событийный туризм постепенно становится одним из важных направлений развития индустрии отдыха в Чечне. В первую очередь речь идет о спортивных мероприятиях, таких как футбольные матчи с участием популярных команд или, к примеру, международный заплыв I LOVE SVIMMING на высокогорном озере Казеной-Ам. Кроме того, большой популярностью пользуются события, приуроченные ко Дню города Грозного, который традиционно празднуется очень интересно и широко. И, безусловно, особым спросом пользуются мероприятия в рамках религиозного или халяльного туризма.
Республика сегодня является, пожалуй, единственным регионом, где верующий человек может не беспокоиться о том, соответствуют ли предлагаемые ему еда или услуги нормам ислама. Поэтому семейный маркет, собравший на своей площадке производителей халяльной продукции, вполне может стать частью этого вида отдыха - необходимо желание организаторов и встречный интерес гостей нашей республики.
Кстати
Самым масштабным исламским маркетом в России сегодня считается WANDI BAZAR, объединяющий отечественную индустрию muslim life style. Он традиционно проходит в знаковых местах Москвы, где у самой широкой аудитории есть возможность приобрести вещи, косметику, предметы искусства и другие товары, созданные компаниями и брендами, изначально ориентированными на мусульман. Активное участие в маркете принимают и представители республик Северного Кавказа, продукция которых востребована у столичных потребителей. В их числе - производители молочных и мясных продуктов, сладостей и одежды.