V Международный фестиваль актуальной музыки "Другое пространство". Концертный зал им. П.И. Чайковского, 2, 5 и 6 ноября. Камерный зал Московской филармонии, 3 и 4 ноября
За пять вечеров в залах Московской филармонии прозвучит живая антология музыкального авангарда ХХ века, столпы которого отмечали бы уже свое 90-летие и чей уход (Джачинто Шелси, Луиджи Ноно, Джона Кейджа, Лучано Берио, Дьердя Лигети, Карлхайнца Штокхаузена, Пьера Булеза) не стал концом новаторской эпохи. Эксперимент, означающий саму фактуру новой музыки, продолжается, и на фестивале "Другое пространство" будут звучать мировые премьеры новых партитур: "Фантомы" для симфонического оркестра Владимира Николаева в исполнении Госоркестра им. Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского, Sarukhani (в исполнении ГАМ-ансамбля) - сочинения, написанного Мехди Хоссейни специально для фестиваля.
Впервые в России прозвучит и монументальная Симфония Лучано Берио (1968), считающаяся музыкальным манифестом постмодернизма. Аллюзионный ряд бериовской партитуры, оперирующей бразильскими мифами, политическими лозунгами и беккетовской прозой, связывает ее с мирами Джойса, Леви-Стросса, Малера. Симфонию исполнит Азербайджанский государственный симфонический оркестр под руководством Рауфа Абдуллаева, который в этот же вечер (5 ноября) вместе с солистами Госоркестра будет участвовать в первом в России исполнении экспериментальной партитуры Карлхайнца Штокхаузена - "Группы" для трех оркестров (1955-57), где музыкальное пространство организовано так, чтобы звук вращался вокруг слушателей. Тремя оркестрами будут дирижировать Владимир Юровский, Рауф Абдуллаев и Филипп Чижевский.
В программе "Американские горки" (3 ноября в Камерном зале) под живую игру на подготовленном фортепиано (Петр Айду), звучащем перкуссионным звуком (Алексей Любимов) и пианоле (Александр Зенин), покажут ролики и экспериментальные американские фильмы 1920-х - "Манхэттен" (1921) и "Н2О" (1929). Прозвучит музыка Чарльза Айвза, Джона Кейджа, Джона Адамса, Ла Монте Янга, Игоря Стравинского, Джорджа Гершвина и других. А 5 ноября в зале Чайковского Ансамбль "Студия новой музыки" с дирижером Игорем Дроновым и сопрано Екатериной Кичигиной исполнят видео-оперу Фаусто Ромителли "Индекс металлов". Ее целью, по мысли автора, является "опыт тотального восприятия, погружающего зрителя в раскаленную материю, светящуюся и звучащую… гипнотизирующую, овладевающую и вводящую в транс".
К составу симфонического оркестра здесь присоединяется электроника. На тексты Жоржа Батая и музыку Pink Floyd накладываются визуальные образы, и опера оказывается формой мультимедийного шоу. Историческую ретроспективу авангарда представят и партитуры нарушителей опусной традиции - мэтра венгерской новой музыки Дьердя Куртага (прозвучат его "Фрагменты из Кафки"для сопрано и скрипки (1987), составленные из цитат и отдельных слов
"Дневников Кафки", и "Маленькая торжественная музыка" для оркестра, посвященная Пьеру Булезу), а также самого вождя экспериментаторской музыки ХХ века Пьера Булеза. Госоркестр исполнит его торжественный получасовой "Ритуал", написанный в фирменном булезовском стиле с жесткой ритмической организацией и четкой артикуляцией музыкальной речи.
Событиями станут и два сочинения, выбранные Владимиром Юровским на дни открытия и закрытия "Другого пространства". Это Вторая симфония Галины Уствольской (1979), музыка которой покоится на сакральных понятиях Истины, Вечности и Благости - квинтэссенции духовного текста средневекового бенедиктианского монаха Германа из Райхенау (ХI век), и опера-оратория Джона Адамса "Эль Ниньо" ("Младенец-Христос"), которая впервые прозвучит в России.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"