Директора школы имени Римского-Корсакова обвинили в обучении студентов

Петербургским активистам удалось отстоять право обучаться музыке для тех, кто уже вышел из школьного возраста. Единственная в России государственная музыкальная школа для молодежи - школа имени Римского-Корсакова - продолжит давать уроки взрослым ученикам за счет бюджета. Необходимые изменения в городское законодательство уже в стадии принятия. Однако 80-летняя директор школы Татьяна Орлова продолжает оставаться фигурантом уголовного дела, возбужденного как раз из-за обучения молодежи и студентов.

О том, что в старейшей музыкальной школе Петербурга пытались ликвидировать бюджетное отделение для взрослых, "РГ" писала летом нынешнего года ("РГ" - "Неделя" от 14 июля 2016 года N 154 (7022)). Одной из самых крупных в Северной столице, школе имени Римского-Корсакова, почти 100 лет, 20 из них она располагается в здании бывшей Городской думы. До 1991 года она называлась школой для взрослых, но затем городские власти решили добавить ей детское отделение и переименовали. При этом до 2012 года в уставе школы официально был пункт об обучении студентов петербургских вузов до 30 лет на бюджетном отделении, указанное положение было внесено по согласованию с учредителем - комитетом по культуре. Потом упоминание о возрасте из устава убрали, но до весны 2016 года школа существовала на прежних принципах. А потом Смольный вдруг обнаружил, что его правая рука не знает, что делает левая.

Первая проблема возникла из несоответствия регионального законодательства федеральному: в 2013 году ФЗ "Об образовании в РФ" прямо закрепил норму об обучении лиц старше 18 лет в школах искусств, в связи с чем на региональном уровне требовалось утвердить общеразвивающие программы для взрослых. Комитет по культуре эту работу неоправданно затянул, и ученики старше 18 лет оказались вне закона.

- Студенты учатся у нас на бюджете с 1991 года, то есть уже 25 лет, - рассказывает корреспонденту "РГ" директор школы Татьяна Орлова. - И вдруг оказалось, что мы не имеем права этого делать.

Как пояснили представители инициативной группы в защиту школы, сначала комитет обещал утвердить необходимые программы, а потом его представители вдруг заявили, что не знали об обучении взрослых за счет бюджета.

- При этом комитет, по нашему мнению, решил переложить свою ответственность на директора школы Орлову, человека с пятидесятилетним стажем работы, всю жизнь отдавшего школе и музыкальному образованию молодежи, - продолжают активисты. - Комитет инициировал ревизию с целью "обнаружить" этих взрослых учащихся и передал результаты проверки в городскую прокуратуру.

Согласно проверке, за период 2014-2015 годы школа израсходовала "нецелевым" образом 22 миллиона рублей из городского бюджета - именно столько потрачено на обучение студентов. Точнее, на зарплату педагогов, которые в течение этого периода давали уроки лицам старше 18 лет. Директор школы стала фигурантом уголовного дела, возбужденного по статье 285.1 УК РФ "нецелевое расходование бюджетных средств", наказание по которой предусматривает до пяти лет лишения свободы.

- Мы не могли украсть мешок денег и на них тайно обучать студентов, - возмущен завуч школы Сергей Привалов. - У нас даже нет бухгалтерии, расходы по конкретным статьям проводит сам комитет. А вся информация о возрасте у чащихся и необходимости принятия для студентов соответствующих программ регулярно доносилась нами до чиновников комитета с 2013 года.

В конце прошлого года чиновники от культуры заговорили даже о полном прекращении обучения музыке студентов за казенный счет, однако общественность всколыхнулась, и школу удалось отстоять. Правительство города приняло постановление о переименовании Санкт-Петербургской детской музыкальной школы имени Римского-Корсакова и изменении цели и предмета ее деятельности, которое позволит продолжить обучение детей и взрослых по дополнительным общеразвивающим программам - с 29 августа 2016 года школа официально перестала быть детской. При этом на бюджетном отделении будут сохранены места для обучения студентов, прошедших конкурсный отбор. Кроме того, вчера на заседании городского парламента были рассмотрены поправки в закон "Об образовании в Санкт-Петербурге", который "предусматривает создание условий для предоставления дополнительного образования в области музыкального искусства лицам в возрасте от 18 до 35 лет на конкурсной основе в государственных образовательных организациях". Эти сухие строки означают, что школа и ее студенты спасены. А вот судьба директора остается под вопросом: получается, что Татьяне Борисовне вменяют в вину то, чего она добивалась и наконец добилась - возможность обучать студентов музыке.

- Я не могу всерьез воспринимать это обвинение, это какая-то сказочная ситуация, - говорит Орлова. - Это все равно, что Золушку упрекать в безделье.

После того, как обучение взрослых в школе имени Римского-Корсакова фактически легализовано, перспективы этого уголовного дела, которое находится в производстве Следственного комитета, достаточно туманны. Орлова уже дала пояснения о том, что школа не распоряжается деньгами никаким образом, является лишь организатором учебного процесса, а сведения о количестве учебных часов передает в комитет по культуре для начисления заработной платы педагогам. Поэтому следователь теперь ищет "детский след" - якобы имевшее место нарушение прав детей.

- У нас потребовали сведения, сколько несовершеннолетних обучается на платном отделении, - рассказывает Орлова. - Подразумевается, что они не смогли поступить на бюджет, потому что их места заняты взрослыми.

На самом деле бюджетное отделение полностью укомплектовывают весной, и приоритет всегда отдают детям. Принимают всех желающих - при наличии способностей, конечно, и лишь незаполненные места оставляют студентам. На платное попадают ребята, оценки которых не дотягивают до конкурсных, или же те, кто пришел учиться в сентябре, когда бюджетные места уже распределены - нельзя отчислить тех, кто уже принят, даже ради более талантливых.

- На 712 бюджетных мест мы принимали около 250 детей и примерно 450 студентов, - поясняет завуч, - так сложилось демографически. Но в последние два года детей стало больше, и мы уже увеличили детское отделение до 300 мест.

В ГСУ СК по Санкт-Петербургу официально дело, возбужденное по фактам, которые касаются школы имени Римского-Корсакова, никак не комментируют: "Ведется расследование". Поэтому активисты по-прежнему пикетируют улицы Петербурга с плакатами: "Суд над директором школы имени Римского-Корсакова - насмешка над правосудием и здравом смыслом".

Кстати

В разные годы выпускниками музыкальной школы имени Римского-Корсакова были оперные певцы Галина Вишневская и Павел Лисициан, Эдуард Хиль и директор Института мозга человека Наталья Бехтерева, писательница Александра Маринина - причем все они пришли учиться в зрелом возрасте.