В МВД предложили сдавать экзамены на права на базе автошкол

Министерство внутренних дел разместило для общественного обсуждения приказ, который устанавливает требования о взаимодействии автошкол с ГИБДД.

Это взаимодействие необходимо. Дело в том, что в регионах у ГИБДД попросту нет ни площадок для приема экзамена, ни транспорта, который соответствует всем категориям. В некоторых регионах даже классов, оборудованных компьютерами с необходимым программным обеспечением, нет.

Чтобы не раздувать штаты, не вкладывать деньги в строительство площадок и закупку транспорта с компьютерами, МВД приняло решение о возможности приема теоретического, а также первого практического экзамена на базе автошкол.

Первый практический экзамен - это проверка навыков управления транспортом. Экзаменуемому необходимо выполнить несколько упражнений на закрытой площадке.

Второй практический экзамен, то есть управление в городе. Тут сотрудники ГИБДД пользуются уже своими, заранее установленными маршрутами.

ГИБДД может использовать для приема экзаменов транспорт, который к госавтоинспекции не имеет ни малейшего отношения. Главное, чтобы машины были оборудованы в соответствии с требованиями ГИБДД. Помимо вторых педалей на них должны стоять камеры, которые фиксируют все, что происходит.

Требования к площадкам и к экзаменационным автомобилям прописаны в других нормативных актах. Документ о взаимодействии с ними тесно связан.

Перед тем как согласиться прийти на площадку автошколы, ГИБДД должна эту площадку проверить. И такой автодром должен соответствовать строгим требованиям, прописанным в приказе министерства образования.

Это должна быть закрытая территория с соответствующей разметкой. Колышки и конусы можно выставить потом. Покрытие должно соответствовать требованиям по сцеплению даже зимой.

Кстати, накануне прихода инспекторов для проверки площадки многие автошколы выгоняют на нее дворников с газовыми горелками, чтобы просушить ее. Тогда сцепление точно будет соответствовать нормативам.

Пока у ГИБДД и автошкол нет этого приказа, взаимоотношения между ними становятся все более натянутыми.

Дело в том, что только в Москве экзаменационные подразделения имеют свои площадки и свой транспорт для приема экзаменов. И то не для всех категорий.

Для приема экзаменов на категории "А", "С" и "D" инспекторам в любом случае приходится выезжать в автошколы, которые готовят водителей таких категорий. На все категории ни транспорта, ни площадок не напасешься.

А в большинстве регионов у ГИБДД нет ни площадок, ни автомобилей для приема экзаменов. А значит, надо договариваться с автошколами, чтобы не лишать потенциальных водителей их законного права на сдачу экзамена и получение водительского удостоверения.

Проект приказа не предусматривает какой-либо материальной компенсации. Автошкола строит за свои деньги автодром, поддерживает его в должном состоянии в течение всего года, за свой счет. А тут приходит ГИБДД и говорит, что в такие-то дни здесь будут приниматься экзамены.

Причем не только у клиентов этой автошколы, а у всех, кто на эти дни записан. В итоге автошколы стали даже защищаться от подобной привилегии. В некоторых регионах, например в Алтайском крае, перед въездом на автодром одной из школ стоит шлагбаум. Въезжающий туда должен заплатить 450 рублей.

В других регионах пошли по тому же принципу, только цены ниже. Например 250 рублей за въезд.

При этом автомобиль, въехавший на территорию, не может оставаться там длительное время. В регламенте по приему экзаменов прописано: если кандидат не смог тронуться с места в течение 30 секунд, он не сдал экзамен.

Соответственно охранник на шлагбауме в срочном порядке выдворяет машину, на которой сдавал экзамен кандидат в водители за ворота.

Следующему кандидату также придется платить за въезд.

Примечательно, что государством установлена пошлина за выдачу водительского удостоверения - 2000 рублей. Пошлина за экзамен у нас не предусмотрена. То есть кандидат один раз заплатив, может сдавать сколько угодно раз. Но раз речь идет об использовании частных площадок и частного транспорта, то в этой ситуации амортизацию и того, и другого все-таки придется оплачивать.

В проекте приказа про коммерческую составляющую не говорится ни слова. Сейчас в регионах ГИБДД даже предлагают автошколам заключать договоры на использование их площадок безвозмездно.

ГИБДД представляет подобный подход как решение собственных проблем с отсутствием транспорта и площадок. Там, где есть и то и другое, взаимодействовать с автошколами - необязательно.

Автошколы видели это как некие преференции. Своим ученикам - льготные условия, а с чужих - получение денег. Однако практика показывает, что все оказалось гораздо сложнее и более запутанно.

И разобраться в этих взаимоотношениях сможет лишь только время и опыт.