Жители ЮФО нашли недостатки в работе платных парковок
Три способа оплаты
Департамент автомобильных дорог администрации Ростова подал в суд на "Ростовское парковочное пространство", которое в сентябре ввело в эксплуатацию систему платной парковки в центре города. Суть претензии как раз в сроках введения в эксплуатацию. По договору первые платные парковки должны были появиться в донской столице еще весной, но дату все время переносили. В местных СМИ говорили о начале работы в апреле, затем - первого июля. В итоге взимать плату за стоянку в центре города начали лишь в конце сентября.
Свои убытки администрация города оценила в 8,033 миллиона рублей. Гендиректор компании "Ростовское парковочного пространство" Александр Юрьев сообщил, что компания не согласна с претензиями и рассчитывает, что в удовлетворении иска будет отказано.
Ранее бизнесмены уже озвучивали одну из главных причин переноса сроков. По проекту платные парковки должны были вводить только после того, как на подъездах к центру сделают сеть перехватывающих парковок, чтобы горожане могли добираться из спальных районов на личном авто (а в центре пользоваться общественным транспортом). Но их до сих пор не построили. Лишь недавно объявлен конкурс на выбор подрядчика, который займется обустройством первой такой перехватывающей парковки в микрорайоне Александровка (на 232 машино-места).
Скандалы сопровождают платные парковки в Ростове с момента зарождения этой идеи. Несмотря на то что в ходе многочисленных опросов до 75 процентов горожан высказались против, администрация города все-таки решила воплотить ее в жизнь.
На конкурс по выбору подрядчика вышло всего две компании: непрофильный "Ростелеком" и "Ростовское парковочное пространство", созданное, очевидно, специально под проект (без опыта работы и собственного портфолио). Они и выиграли контракт на 12 лет и на сумму более чем полмиллиарда рублей.
И сегодня, судя по реакции в местных СМИ и социальных сетях, подавляющее большинство ростовчан недовольны работой системы парковки.
"Оплата вызывает серьезные трудности, - пишет на городском форуме одна из ростовчанок. - Инструкция написана мелко и расположена высоко - без очков не видно. На выбор предложено три способа оплаты. Первый - это мобильное приложение. Если ты часто не пользуешься парковкой, не будешь скачивать, да и многие люди старше 30 и не умеют этого делать, и телефоны не позволяют. Второй способ - через СМС на короткий номер (следует написать длинную комбинацию цифр и букв (символ "р61", затем номер парковки, машины, время). В этом реально сложно разобраться, правильно набрать цифры и подтвердить оплату. Еще можно оплатить через паркомат, но он есть не на каждой парковке. Все равно придется идти, плюс он принимает только безналичные деньги. А если у человека нет карты или на ней нет средств или он, опять же, пожилой и не умеет ею пользоваться?"
Кроме того, горожанку удивила комиссия за СМС - 1,75 рубля. "Это наглость. Платить за парковку и платить посредникам потому, что кто-то с кем-то так договорился - это разные вещи!" - возмущена девушка.
Но есть и другие мнения.
- Не знаю насчет паркоматов и СМС, но система явно задумывалась для пользования со смартфона. А вот с этим-то как раз проблем нет. Несколько раз парковался в центре, приложение само правильно определяло парковку, очень легко одним нажатием произвести оплату на час и, если что, продлить. И да, мне 45 через месяц, - говорит пользователь Алексей Колпиков.
Но есть немало людей, которые с платными парковками так и не смирились. Общий их посыл такой: эти дороги построены на деньги налогоплательщиков, почему они должны снова за них платить?
Несмотря на критику, городские власти не намерены останавливаться на достигнутом.
Всего, по данным самого оператора, до конца 2016 года планируется создать порядка 6500 платных парковочных мест.
Припарковались на тротуаре
В концессию отдали парковки и видеофиксацию ПДД в Севастополе. Первое в Крыму концессионное соглашение было подписано между компанией VessoLink и правительством Севастополя. Контракт подразумевает создание аппаратного комплекса "Безопасные дороги" и его эксплуатацию в течение 12 лет.
Инвестор вложит в проект 900 миллионов рублей. За 8 месяцев ООО "Безопасные дороги Севастополя" (дочерняя компания VessoLink) установит в городе 119 видеокамер и обозначит 1030 платных парковочных мест. Для создания дата-центра власти города уже выделили здание на Симферопольском шоссе в Инкермане. По истечении срока концессионного соглашения все оборудование перейдет городу.
- Регион ничем не рискует - мы за свой счет создадим систему, которая будет приносить доходы региону, позволит вернуть наши инвестиции, а население получит качественные услуги, - рассказал акционер, председатель совета директоров группы компаний VessoLink Олег Бадера.
Зоны платной парковки, размер тарифов и штрафов за неоплату парковочного места установит город. Жители района смогут парковаться бесплатно по абонементам.
- Им будут выдаваться резидентные разрешения - достаточно показать, что гражданин проживает в том или ином районе, и он получит бесплатное место, - пояснил Олег Бадера. - Создадим единый интерфейс, чтобы люди могли легко заплатить через мобильное приложение, с помощью паркоматов.
Сверхплановые доходы, полученные от штрафов и парковок, концессионер разделит с городом в соотношении 1:4 соответственно.
- Севастополь получил очень выгодные условия: 75 процентов дополнительных доходов будет оставаться в бюджете города, - рассказал замгубернатора Севастополя Илья Пономарев.
Власти Севастополя рассчитывают, что первые платные парковки появятся на дорогах центрального городского кольца уже будущей весной. Пока там можно парковаться бесплатно, но, по словам водителей, мест для стоянки не хватает, поэтому автомобили часто стоят на тротуарах, в скверах, под запрещающими знаками. С притоком туристов ситуация еще больше усугубляется.
Местные автовладельцы расходятся во мнении, нужны ли платные парковки, и лишь немногие готовы за них платить.
- Рядом с нашим домом расположено несколько ведомств, а мест для парковки нет. Все тротуары заставлены машинами настолько, что мамы с колясками не могут пройти, - рассказала "РГ" житель центра, автомобилист Алена Шокина. - Не знаю, решит ли проблему введение платы. Не получится ли так, что наряду с местными жителями абонементы на бесплатную парковку получат и все чиновники, правоохранители, а транспорт останется на тротуарах?
Общественники настаивают, что с введением платных паркомест в Севастополе должны появиться и бесплатные стоянки. Городские власти уже два года говорят о создании перехватывающих парковок, но так ни одной не открыли.
- С 2014 года нам обещают предоставить альтернативные места для стоянок, а воз и ныне там, - рассказал "РГ" председатель общественной организации "Дорожный контроль - Севастополь" Максим Мишин. - Есть пять подходящих площадок, но все они оказались в аренде у частников. Только один участок в центре удалось вернуть городу, но там ничего не делается.
На начальном этапе активисты предлагают организовать платные парковки в нескольких местах и оценить реакцию горожан.
90 процентов прибыли - инвестору
В Краснодаре власти начали вводить платные муниципальные парковки в 2013 году, сейчас, по официальным данным, они занимают 18 процентов от всех машино-мест, существующих в мегаполисе.
Однако большинству жителей кажется, что платные парковки появились практически везде. В центре кубанской столицы нет места, где можно поставить машину просто так. В то же время некоторые из этих парковок (в основном это "карманы" по бокам дороги, не оборудованные шлагбаумами) фактически не работают. Точнее, паркоматы там есть, но водители предпочитают их не замечать, рассчитывая, что видеокамеры не зафиксируют номер авто и штраф за неоплаченную парковку платить не придется. Тем не менее в большинстве случаев автовладельцам приходится пользоваться стоянками, где установлены шлагбаумы и уехать не заплатив уже не получается.
Все парковки в Краснодаре строятся с привлечением инвесторов, а не за бюджетные деньги. Стоимость услуг на таких парковках в основном составляет 30 рублей в час. По договору 90 процентов прибыли получает инвестор, обустроивший платные машино-места, и только 10 процентов поступает в бюджет города.
В кубанской столице сейчас зарегистрировано более 440 тысяч машин. Еще 150 тысяч ежедневно въезжает в мегаполис из соседних станиц и городов-спутников.
По мнению экспертов, мировой опыт показывает, что бесплатные паркинги в центре мегаполиса побуждают жителей приезжать туда на своем авто, что вызывает катастрофический рост автомобилей и увеличение заторов на улицах. Поэтому Краснодар, как и другие крупнейшие города России, пошел по пути создания платных парковок.